От жетонов до карт «Тройка»: как менялись турникеты столичного метро
В феврале 1999 года турникеты Московского метрополитена прекратили принимать жетоны. Им на смену пришли билеты с магнитной полосой.
Монетки и жетоны, носители с магнитной полосой, первые бесконтактные билеты, а потом и пришедшие им на смену «Тройки» — по эволюции билетной системы можно отследить смену эпох в Московском метрополитене.
Идея автоматизировать проход в метро родилась еще на этапе проектирования. При большом потоке пассажиров удобнее использовать автоматические турникеты. Но в довоенную эпоху пришлось все-таки использовать контролеров, поскольку технологию работающего и надежного механизма турникетов сразу изобрести не удалось. Во время войны проблема эта отодвинулась на второй план, и только в мирное время к ней вернулись.
— Первые турникеты появились только спустя 23 года после запуска метро — в 1958 году. Для них сделали жетоны, испытали и внедрили на всех станциях, — рассказал директор Народного музея метро Константин Черкасский.
В 1970-е годы появились турникеты АКП-73, которые много лет верой и правдой служили многим поколениям москвичей и гостей столицы. Конструкция позволяла проводить модернизацию, и вскоре аппараты переделали для использования электронных карт.
Сегодня в Москве их можно увидеть только в Центре профориентации на станции метро «Выставочная». Им на смену пришли турникеты новой конструкции из металла и пластика как более надежные и современные.
Сегодня на московском транспорте внедрено около 10 способов оплаты проезда. Пассажиры могут воспользоваться картой «Тройка», а также носителями с ее функцией (брелоки, кольца, браслеты и т.д.) и объединенной картой («Тройка-Подорожник», «Тройка-Стрелка»). Также оплатить проезд пассажиры могут с помощью бесконтактных банковских карт и гаджетов — с 2019 года на турникетах всех станций метро, а также смартфонами со счета мобильного телефона. Кроме того, билеты можно приобрести через автоматы по продаже билетов, реализованы и другие способы оплаты.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Первый пассажир столичного метро — рабочий Латышев — всю жизнь хранил свой первый билет, не соглашаясь продавать его даже зарубежным коллекционерам за большие деньги. Сегодня этот билет находится в музее метро.
КСТАТИ
В 2018 году запущена программа лояльности карты «Тройка», в которой участвуют более 700 тысяч пользователей.
Читайте также: Стало известно, как изменится станция «Смоленская» после ремонта