Ароматы большого города: чем пахнет Москва
Запах Москвы сложный, но приятный. Современные парфюмеры считают, что его составляющие — это нотки парков, прудов, асфальта и метрополитена.
Были времена, когда российская парфюмерия блистала на мировом рынке. Особы, приближенные к императорскому двору, и сами первые леди государства, имея возможность пользоваться духами, сделанными мастерами со всего мира, смазывали свои шеи и запястья масляными капельками отечественного парфюма. Он был чудесен и богат, так говорят современные столичные парфюмеры, мечтающие «нарядить» Москву в аромат, который мог бы стать ее новой визитной карточкой.
В конце ХIХ века парфюмерию в стране делали из натуральных ингредиентов. Живые лепестки роз, настоящая китовая амбра (продукт пищеварения кашалотов), олений мускус, цветочные масла — сегодня ароматы такого состава будут стоить бешеных денег. Да и многие ингредиенты давно заменили синтетическими аналогами, поскольку использование их в натуральном виде противоречит понятиям современного человека о сохранении природы и видов животных. Но сто лет назад синтетика только начинала проникать в искусство производства духов: французские парфюмеры, служащие при российском императорском дворе, учились извлекать ароматические молекулы из воздуха и делились находками с профессиональным сообществом. Сегодня мастера смешивания запахов, читая книги про своих предшественников в профессии, любят мечтать, каких высот достигла бы российская парфюмерия, обернись история иначе. Но в 1917 году парфюмерной промышленности в стране не стало...
— И возрождаться она начала только сейчас, — считает московский парфюмер Тимур Солодов. — Потому что советская парфюмерная промышленность не была выдающейся. По большому счету в Союзе-то и было, что три одеколона и духи «Красная Москва», кстати, упрощенная и удешевленная версия аромата «Любимый букет императрицы», который делали в дореволюционной России.
Долгие годы советский гражданин с завистью смотрел на Запад, доставал забугорные «Пуазон» и «Шанель». Как говорят эксперты, именно этот затянувшийся «парфюмерный голод» и привел к тому, что в нашей стране сформировался едва ли не самый крупный рынок сбыта импортной парфюмерии в мире: такой широкой сети парфюмерных магазинов нет ни в одной стране.
А что же отечественная парфюмерия? Как она себя чувствует сегодня и почему так долго не могла схватить звезду с неба? Профи говорят, что дело в самом подходе к производству парфюма. Разбавить спиртом масло в известной пропорции, как это делали в СССР, — еще не значит сделать хорошие духи. Создание настоящих духов, которые могли бы отражать индивидуальность человека, — это тонкий творческий процесс, искусство. И в Москве уже есть настоящие художники, способные его создавать. Так что можно говорить не о приближении к европейским стандартам, а даже о некотором их превосходстве. Да, полвека назад, когда весь мир окутывал себя ароматом «Шелимара», наши люди душились «Красной Москвой». И да, в свое время мы здорово отстали. Зато сегодня столичные парфюмеры научились удивлять не только своих соотечественников, но и Европу с Америкой. Секрет успеха — в ингредиентах, которые успешные московские профи выбирают для создания авторских ароматов. Сегодня, в век расцвета синтетических запахов и отдушек, химия может воспроизвести любой из десятков тысяч ароматов, окружающих человека. И это благо: в первую очередь потому, что использование вместо натуральных масел синтетики серьезно удешевляет конечный продукт, а кроме того, химический жасмин, в отличие от живого, всегда пахнет одинаково.
— Я, например, смешивая духи, использую запахи, соответствующие собственному обонятельному опыту, — рассказывает Тимур Солодов. — Проще говоря, запахи, привычные с детства любому москвичу. Человеку более близкими и приятными кажутся ароматы, которые ассоциируются у него с детством, юностью, воспоминаниями из прошлого. Это может быть запах московских улиц, бабушкиных пирожков, мокрой после дождя травы в парке. Почки тополя, бархатцы, ромашки — есть множество ингредиентов, которые кажутся нам обыденными, но иностранцев, привыкших к ароматам пачули, цитруса и белого перца, они удивляют. Сегодня заметна мощная тенденция — интерес мирового сообщества к авторскому парфюму, созданному на основе исконных ароматов Москвы. Европейцы, сталкивающиеся с такими запахами на парфюмерных выставках, заговорили о новой русской философии запаха.
Мало того, духи немассового сегмента понемногу начали составлять конкуренцию продукту массовой парфюмерной промышленности.
В особенности это заметно в Москве. А все потому, что москвички, «окруженные возможностями», стремятся подчеркнуть свою индивидуальность не только с помощью одежды и причесок, но и с помощью ароматов. Ведь одно дело, когда ты пахнешь теми духами, которыми благоухают трое твоих коллег, и совсем другое — твой особенный аромат, который носишь только ты! Кстати, именно глагол «носить» парфюмеры настойчиво применяют к запаху парфюма.
— Парфюм — такая же одежда, — поясняет Солодов. — Подбирая одежду, мы показываем свой внутренний стиль. То же и с парфюмом. Он создает наш образ. Когда человек приходит, все становятся свидетелями его запаха, аромат распространяется мгновенно, запоминается и дальше легко ассоциируется именно с этим человеком. Духи выделяют человека из массы.
— А кроме того, большинство москвичек предпочитают иметь парфюмерный гардероб, — подсказывает коллега Тимура, директор по развитию «Библиотеки ароматов» Лилия Гараева. — Нашим девушкам подавай ароматы для разных ситуаций: работы, спорта и выхода в свет.
Не зря все-таки эксперты, занимающиеся производством новых ароматов, говорят о том, что массовые духи начинают вымирать. Жители крупных городов мира, в том числе Москвы, все больше интересуются необычными синтетическими запахами. Как смешанными из сотни ингредиентов, так и чистыми: «лобстер», «помидор», «книжный переплет», «дождевые черви» — сейчас модный парфюм может состоять из самых необычных нот. Но в топ-3 ароматов, которыми сегодня интересуются москвички при выборе духов, входят ароматы метро, сырой побелки и крыжовника.
— Общая мировая тенденция сейчас — более сложные ароматы, — подтверждает Тимур Солодов. — Сложно сконструированные из разных материалов, которые не использовались в 90-е и начале 2000-х. Москвички постепенно отходят от цветочных и ванильных ароматов, склоняясь к более техногенным запахам, металлическим и звенящим. Можно сказать, что это и есть аромат большого города.
А действительно, чем в понимании современных парфюмеров пахнет Москва? Опросив экспертов, мы вывели условную формулу для духов, которые бы отражали индивидуальность столицы. Итак, в Москве нет гор и морей, но ярко выражена сезонность природы, что, безусловно, не может не сказаться на запахе. Москва пахнет прудами и землей, парками и асфальтом, бетоном и цветами на клумбах. По сравнению с азиатскими городами здесь нет бойкой уличной торговли, а значит, в аромате парфюма для Москвы не будет пряных ноток уличной еды.
— А еще наша столица пахнет чистой пустотой, — улыбается Тимур Солодов. — Я это чувствую, когда выхожу из самолета, прилетев в родной город. Если бы я создавал запах пустоты, то в него вошли бы современные синтетические молекулы амброксан — интерпретация на тему амбре (она теплая, диффузная, сладковато-животная) и кашмеран — это разновидность мускуса, но, по мне, он больше пахнет сырым бетоном.
Для профи — что роза, что бетон. Они ведь умудряются создавать ароматы даже знаковых мест Москвы. Опираются, естественно, лишь на ассоциации. Так, пару лет назад парфюмеры предложили жителям столицы проголосовать, с каким запахом у них ассоциируется город. Оказалось, что, например, парк рядом с Главным зданием МГУ для москвичей пахнет зеленой аллеей, Детский мир на Лубянке — ванильной сдобой, а Третьяковская галерея — почему-то шоколадом. Позже, опираясь на результаты голосования, мастера ароматного жанра сделали духи, назвав их в честь разных уголков Москвы.
— Есть такое понятие, как аромат для создания атмосферы, — открывает профессиональные секреты Солодов. — Эта техника все чаще используется в Москве и развивается по всему миру. На ней основывается аромамаркетинг. Это когда к антуражу публичных пространств добавляется аромат. Делают так в барах, магазинах, музеях, театрах и кинотеатрах. На Западе есть очень много подобных проектов. Условно говоря, смотрят люди фильм, и в какие-то моменты в зал подается запах. У нас тоже так делают. Есть парфюмеры, которые на спецпоказах фильмов Хичкока используют отдушки. В Америке было интересное исследование о том, что 75 процентов людей напрямую соотносят чистоту туалета в ресторане с чистотой кухни там же. Поэтому владельцы кафе все чаще придумывают ароматы для уборных комнат. Окутывая запахом общественное пространство, парфюмер должен сделать так, чтобы там не только приятно пахло, но и чтобы запах нес смысловую нагрузку.
Эксперты говорят, что за ароматами будущее. Притом что уже сегодня есть целое движение против использования духов, и даже в некоторых крупных организациях в качестве дресс-кода запрещают пользоваться парфюмом, чтобы он не отвлекал окружающих от работы, но носить духи женщины не перестанут никогда. А какими будут запахи будущего — посмотрим.
КСТАТИ
Один из самых именитых парфюмеров в мире, Жан-Клод Эллена, создавший множество парфюмерных бестселлеров, работает с 40 ингредиентами. Это по профессиональным меркам очень мало. Эллена соединяет одни и те же ингредиенты, но в разных пропорциях. И весьма удачно.
Читайте также: Фестивальная площадка появится на северо-западе Москвы