Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Вечеринка бразильской музыки пройдет в Москве

Город
Вечеринка бразильской музыки пройдет в Москве
Корреспондент «ВМ» Дарья Пиотровская постигает азы игры на бразильском карнавальном барабане под названием сурду / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

В субботу и воскресенье, 14 и 15 марта, в столице пройдет вечеринка живой бразильской музыки Clube do samba. Вход для всех желающих будет свободным. В преддверии этого события корреспондент «Вечерней Москвы» попробовала освоить самый яркий и звучный традиционный инструмент Латинской Америки — карнавальные барабаны.

В школе бразильской карнавальной самбы под куполом Культурного центра «ЗИЛ» меня встречает Алексей Морозов, руководитель коллектива барабанщиков.

— Играли раньше на чем-то? — спрашивает он.

— На виолончели. Но давно. И на гитаре умею немного...

Алексей предлагает сесть за большой, самый низкий по звучанию, барабан — сурду. В правую руку беру большую «колотушку» — ею бьют по центру инструмента, в левую — палочку потоньше, чтобы стучать по ободу. Перед наставником — три барабана, похожих на вазы.

— Они называются конги, — поясняет он. — Буду играть простые музыкальные фразы, повторяйте.

Поначалу ритм простой! Алексей предлагает поиграть синхронно. Вскоре он останавливается: слышен лишь мой инструмент. Процесс звукоизвлечения завораживает: вибрация палочки передается барабану, он отзывается, будто дышит в такт с человеком.

— Теперь буду менять ритм. Повторяйте за мной, — говорит Алексей.

Пора сосредоточиться!

— Хорошо! Схватываете быстро. Но сейчас ритм стал неровным. А его равномерность очень важна, — замечает Морозов. И включает метроном — прибор, отсчитывающий ритм.

Четыре удара правой рукой, четыре — левой. Работать синхронно с устройством трудно. Я стараюсь. В какой-то момент начинаю чувствовать себя шаманом... Звук барабанов гипнотизирует. Но не расслабляет: все силы трачу, чтобы попадать в такт. Наконец метроном смолкает.

— Попробуем чередовать два ритма. Представьте: фильм смотрите, а это — саундтрек. Какому видеоряду каждый ритм может соответствовать? Есть разница между ними?

Да. В перепадах высоты. Под один бит представляю прыжки акробатов, под другой — скачущую по кочкам лягушку.

Следующее задание оказывается трудным: наставник играет, а мне нужно вступать в определенный момент, брать паузу, повторять снова... Пропеваем голосом высокие и низкие звуки. Наконец получается слаженно. Алексей Морозов предлагает поимпровизировать. Вдохновенно, хоть неблагозвучно, стучу палками. Вдруг в комнату входят парень и девушка. Тут же молодой человек берет барабан, его спутница — доску с бубенцами, которую в Бразилии называют шокальо, и присоединяются к нам! Сразу попадают в мелодию, дополняют ее. Так вот что это такое — играть в ансамбле! Стараюсь держать ритм. После импровизации узнаю, что музыканты — семейная пара, Ольга и Максим Смирновы.

— Музыкальный слух и чувство ритма — почти одно и то же? — спрашиваю у барабанщиков.

— Нет. Можно идеально различать высоту нот, а ритма не чувствовать. У меня так было. Натренировал, — говорит Максим. — Барабанщиками не рождаются. Хотя я с детства любил колотить по всему.

— Ритм — как лупа или микроскоп, — добавляет Алексей. — Научившись различать его нюансы, можно разглядеть и тонкие грани своей личности. Кажется, играть на барабанах просто. Но чтобы появился квадрат Малевича, нужны были предшествующие эпохи в живописи, включая Ренессанс. Чтобы от кажущейся простоты получать удовольствие, видеть в ней глубину, нужна практика.

КСТАТИ

Когда-то музыканты батерии — оркестра карнавальной самбы, где играют на ударных инструментах, отстукивали ритм, используя жестяные бочонки из-под масла. Бразилец Алсебиадес Барселос приспособил к ним кожаные мембраны с целью улучшить звук. Так появились барабаны сурду.

Читайте также:

Водитель проводит тринадцать часов на дорогах мегаполиса

Концерт к 250-летию Людвига ван Бетховена состоится в Доме Лосева

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.