Вечеринка бразильской музыки пройдет в Москве
В субботу и воскресенье, 14 и 15 марта, в столице пройдет вечеринка живой бразильской музыки Clube do samba. Вход для всех желающих будет свободным. В преддверии этого события корреспондент «Вечерней Москвы» попробовала освоить самый яркий и звучный традиционный инструмент Латинской Америки — карнавальные барабаны.
В школе бразильской карнавальной самбы под куполом Культурного центра «ЗИЛ» меня встречает Алексей Морозов, руководитель коллектива барабанщиков.
— Играли раньше на чем-то? — спрашивает он.
— На виолончели. Но давно. И на гитаре умею немного...
Алексей предлагает сесть за большой, самый низкий по звучанию, барабан — сурду. В правую руку беру большую «колотушку» — ею бьют по центру инструмента, в левую — палочку потоньше, чтобы стучать по ободу. Перед наставником — три барабана, похожих на вазы.
— Они называются конги, — поясняет он. — Буду играть простые музыкальные фразы, повторяйте.
Поначалу ритм простой! Алексей предлагает поиграть синхронно. Вскоре он останавливается: слышен лишь мой инструмент. Процесс звукоизвлечения завораживает: вибрация палочки передается барабану, он отзывается, будто дышит в такт с человеком.
— Теперь буду менять ритм. Повторяйте за мной, — говорит Алексей.
Пора сосредоточиться!
— Хорошо! Схватываете быстро. Но сейчас ритм стал неровным. А его равномерность очень важна, — замечает Морозов. И включает метроном — прибор, отсчитывающий ритм.
Четыре удара правой рукой, четыре — левой. Работать синхронно с устройством трудно. Я стараюсь. В какой-то момент начинаю чувствовать себя шаманом... Звук барабанов гипнотизирует. Но не расслабляет: все силы трачу, чтобы попадать в такт. Наконец метроном смолкает.
— Попробуем чередовать два ритма. Представьте: фильм смотрите, а это — саундтрек. Какому видеоряду каждый ритм может соответствовать? Есть разница между ними?
Да. В перепадах высоты. Под один бит представляю прыжки акробатов, под другой — скачущую по кочкам лягушку.
Следующее задание оказывается трудным: наставник играет, а мне нужно вступать в определенный момент, брать паузу, повторять снова... Пропеваем голосом высокие и низкие звуки. Наконец получается слаженно. Алексей Морозов предлагает поимпровизировать. Вдохновенно, хоть неблагозвучно, стучу палками. Вдруг в комнату входят парень и девушка. Тут же молодой человек берет барабан, его спутница — доску с бубенцами, которую в Бразилии называют шокальо, и присоединяются к нам! Сразу попадают в мелодию, дополняют ее. Так вот что это такое — играть в ансамбле! Стараюсь держать ритм. После импровизации узнаю, что музыканты — семейная пара, Ольга и Максим Смирновы.
— Музыкальный слух и чувство ритма — почти одно и то же? — спрашиваю у барабанщиков.
— Нет. Можно идеально различать высоту нот, а ритма не чувствовать. У меня так было. Натренировал, — говорит Максим. — Барабанщиками не рождаются. Хотя я с детства любил колотить по всему.
— Ритм — как лупа или микроскоп, — добавляет Алексей. — Научившись различать его нюансы, можно разглядеть и тонкие грани своей личности. Кажется, играть на барабанах просто. Но чтобы появился квадрат Малевича, нужны были предшествующие эпохи в живописи, включая Ренессанс. Чтобы от кажущейся простоты получать удовольствие, видеть в ней глубину, нужна практика.
КСТАТИ
Когда-то музыканты батерии — оркестра карнавальной самбы, где играют на ударных инструментах, отстукивали ритм, используя жестяные бочонки из-под масла. Бразилец Алсебиадес Барселос приспособил к ним кожаные мембраны с целью улучшить звук. Так появились барабаны сурду.
Читайте также:
Водитель проводит тринадцать часов на дорогах мегаполиса
Концерт к 250-летию Людвига ван Бетховена состоится в Доме Лосева