Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Большая вода: как Москва пережила крупнейшее наводнение в 1908 году

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Город
Большая вода: как Москва пережила крупнейшее наводнение в 1908 году
Фото: mos.ru/Евгений Самарин

Именно весеннее наводнение 1908 года наиболее ярко описано и освещено в истории Москвы.

Мы и сейчас можем найти следы и отметины того страшного бедствия, например на доме 10, строение 2, по Раушской набережной, где любой может подойти к отметке, показывающей уровень прибывшей воды, и поразиться, как высоко она поднялась. Такая отметка сохранилась и на Якиманской набережной, дом 4, Подобного наводнения в городе не было с 1854 года.

Апрель 1908 года выдался теплым, и снег начал быстро таять. Вода в Москве-реке поднялась и вышла из берегов. Да и берега тогда не были одеты в гранит, как сегодня, а в большинстве своем были пологими и никак не защищали город от возможного прихода воды.

Река поднялась на девять метров. От Кремля до Замоскворечья на полтора километра разлилось сплошное озеро. Стены Кремля были затоплены в среднем на три аршина (2,2 м) от уровня мостовой. Вода стояла в Александровском саду.

Чтобы спастись от стихии, люди перебирались на чердаки и крыши, хотя и это не всегда помогало. Пострадали более 200 тысяч человек, погибли двое. Большинство наводнения, апрель 1908 года (1). Отметка из них были людьми низшего сословия. Катастрофа случилась на Пасху, и обитатели Замоскворечья, Дорогомилова и других мест провели весьма тяжелую ночь на Светлое Христово Воскресение. Из Кремля, откуда открывался вид на Замоскворечье, в эту ночь вместо обычно расцвеченных разноцветными фонарями и бенгальскими огнями многочисленных церквей было видно картину мертвого города — окруженные водой церкви не открывались.

Из записок московского генерал-губернатора Владимира Джунковского: Те, кто мог, ловили извозчиков и наполовину вплавь перебирались из одного конца города в другой. На улицах появились лодки, которые пользовались огромным спросом.

Среди людей среднего сословия стало даже неким шиком прокатиться по затопленным улицам на лодке. Кавалеры гребли, а дамы сидели под зонтами и периодически ахали, когда набегала волна от встречного суденышка. Но в большинстве своем горожанам было не до праздных лодочных прогулок. Нужно было спасать имущество, запасы еды и спасаться самим. На мостах специально привязывали веревки с петлями на концах, спускавшиеся до самой воды, чтобы унесенные течением люди могли за них ухватиться.

Из доклада Московской городской управы: «Накануне Светлого праздника Москву посетило огромное бедствие: разлив реки Москвы, наступивший в настоящем году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания...

Разливом рек Москвы, Яузы и Водоотводного канала захвачена была более или менее значительная площадь 12 полицейских участков города, но особенно пострадали пять участков по правую сторону реки Москвы: второй Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба участка Пятницкой.

Наводнение этого года охватило до четырех миллионов квадратных сажен, то есть почти 1/5 всей площади города».

Продукты резко выросли в цене. В числе причин стало затопление Болотной площади, где находился один из крупнейших городских рынков. Все запасы круп, муки, сахара, других товаров оказались под водой.

Освещения по вечерам почти не было: фонарные столбы едва торчали из воды. Не обошлось без мародеров, которые врывались в оставленные дома и увозили награбленное на лодках. Их ловили, но сделать это было непросто.

На Москву-реку выплывали на лодках только смельчаки, поскольку сильное течение несло вдоль города все, что попадалось: бревна, кадки, стога сена и даже дома, стоявшие близко к берегу и подмытые водой. В них можно было увидеть и их обитателей, которые махали платками оставшимся на берегу.

Впрочем, не все просто глазели на прибывающую воду. Размыло городской дровяной склад, и наиболее пронырливые вылавливали дрова из воды, чтобы хоть так возместить потери. Отрезанными от цивилизации оказались и вокзалы.

Так, на Брянский (Белорусский) можно было доплыть на лодках за немалые 20 копеек с человека. На Павелецком и вовсе все перекрыли, поезда не ходили, и даже паровозы пробуксовывали на мокрых рельсах и не могли тянуть за собой состав. Чудом спасли Третьяковскую галерею: вокруг успели возвести дополнительную кирпичную стену.

В городе было разрушено и повреждено почти 25 тысяч построек. Ущерб оценивался в 20 млн рублей. Для восстановления города был организован сбор пожертвований. В короткий срок набрали около миллиона, а всего на восстановительные работы было потрачено 20 миллионов рублей.

После этого ЧП были сделаны попытки анализа случившегося. Например, появилась работа Дмитрия Анучина «Наводнение в Москве в апреле 1908 г. и вопрос об изучении наводнений в России», в ней говорилось о необходимости постоянных наблюдений за снеговым слоем в марте. Анучин одобрительно высказался и о проекте В. Михайловского, предлагавшего создать в верховьях Москвы-реки резервуары для весенних вод. Однако до революции все прожекты таковыми и остались, и лишь в советское время был прорыт Канал им. Москвы с системой водохранилищ и гидроузлов, и город стал практически неуязвим для наводнений.

Читайте также: Вторая жизнь под новым именем: как «Ленинские горы» пережили реконструкцию

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.