Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

История создания архитектурного ансамбля Царицына

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Город
Царицыно
Царицыно / Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

«Мой Баженов» — называла зодчего благоволившая к нему императрица. Василий Иванович был в ту пору в самом расцвете сил. О его исключительном вкусе свидетельствует изящный дом Пашкова, до сих пор глядящий на нас с высоты Ваганьковского холма. О широте таланта — каменные кружева Владимирской церкви в подмосковном селе Быково (документальных подтверждений его авторства нет, но нет в нем и особых сомнений). Если вообще возможно вдохнуть в камень душу, то из русских зодчих это было под силу одному Баженову. Ему бы не на земле строить — на небе, без оглядки на смету и вкусы заказчика. Так стоит ли удивляться, что многое из нафантазированного им так и осталось лишь на бумаге?

Проект царицынского ансамбля тоже необычен. В нем нет доминанты — рассыпанные по местности небольшие дворцы, домики и павильоны составляют дуэты и трио. Нет и столь привычной тяжелой монументальности императорских резиденций. Строить Баженов решил из «варварского» неоштукатуренного красного кирпича и белого камня. Можно сказать, придумал свой стиль, назвав его нежной готикой. Такой вот оксюморон — сочетание противоположностей, как горячий лед или слепящая тьма.

Десять лет провел Баженов в Царицыне — в условиях, как сейчас говорят, недофинансирования, порой вкладывая собственные деньги. Дом свой продал, чтобы не останавливаться! Потом, к счастью, казна все вернула. Но случилось страшное: Екатерина, приехавшая взглянуть на новую резиденцию, разнесла ее в пух и прах: «Здесь невозможно жить!» Историки до сих пор спорят, что вызвало гнев Екатерины. Захотела наказать архитектора за связи с масонами? Понадобились деньги на войну? Изменились ее вкусы? А может, все проще: резиденция действительно разочаровала императрицу. Небесная архитектура неважно смотрится на земле. И уже фактически законченный ансамбль начали разбирать. От четырех дворцов не осталось и камня на камне — только фундамент Большого Кавалерского корпуса, который сегодня может увидеть любой любопытствующий. А дальнейшую работу императрица передала в руки лучшего баженовского ученика — Матвея Казакова.

О, это были сильные, надежные руки! Матвей Федорович не витал в эмпиреях, как его гениальный учитель, а ходил по земле. И строил на ней, быть может, достаточно просто, но безукоризненно, соблюдая все каноны. Екатерине предсказуемо понравился его монументальный проект, где всего было в меру — и традиций, и новаций, и казаковской основательности. Над всей резиденцией, как и положено, главенствовала громада дворца. Настоящего, императорского. Ну а то, что испарились куда-то баженовская легкость и вольные фантазии гения… Так ведь не каждого родившегося зодчего бог целует в темечко, как до Баженова поцеловал он Палладио, а после – Антонио Гауди.

Между тем, как это часто случается, старый ансамбль разобрали, а новый так и не достроили. В 1796 году умерла Екатерина. Взошедшему на престол ее Павлу нравилась другая архитектура — казарменная. Недострой остался необитаемым. Его даже хотели продать как склад стройматериалов, только никто не купил. В советское время в Хлебном доме, самом крупном из сохранившихся зданий Баженова, была коммуналка, жильцы держали скот. На стенах дворца альпинисты отрабатывали технику. С годами все сырело, горело, ветшало, рассыпалось в прах. Помню, как в середине 1980-х я свернул с дорожки и зашел в какой-то из царицынских павильонов — дверей-то не было. Прямо сквозь дыру в кровле сеял слезы мелкий осенний дождь.

Царицыно обрело славу великой русской руины. Живописной, таинственной и романтичной. Капитальную реставрацию ансамбля провели уже в XXI веке. Хотя многие специалисты предлагали не достраивать недостроенное, а музеефицировать руину, сам вид которой производил сильнейшее впечатление. Ведь никому не приходит в голову восстановить, скажем, римский форум. Впрочем, обсуждение уже бессмысленно — теперь это одна из достопримечательностей столицы. Каждый год ее посещают более пяти миллионов человек. А еще Царицыно стало памятником замыслам двух великих архитекторов. Ведь память живет даже в разрушенном и невоплощенном.

Читайте также: Чем мигранты лучше москвичей

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.