Небо, самолеты, девушки: что значит быть стюардессой
Ученица Школы бортпроводников Елизавета Елина проводит инструктаж для пассажиров по использованию аварийно-спасательного оборудования / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Небо, самолеты, девушки: что значит быть стюардессой

Город

Чувствовать себя в небе, как дома, быть радушной хозяйкой в салоне самолета, но быть готовой спасать жизни в случае необходимости... Корреспондент «Вечерней Москвы» испытала на себе, что значит быть стюардессой.

— Не подскажете, где в аэропорту отдел кадров? — спрашивает меня сосед по автобусу по пути к Шереметьево.

Смотрю на него удивленно.

— Вы же стюардесса?

Нет... Чувствую себя самозванкой — зато очевидно, что не ошиблась с дресс-кодом.

Занятие в Школе бортпроводников, что в здании Университета гражданской авиации, уже идет. Открыв дверь в аудиторию, оказываюсь... на борту авиалайнера. Кресла, полки, оборудование — полная имитация воздушного судна. Сев в кресло, пристегнув ремень, осматриваюсь. Все будущие бортпроводницы юные — от 18 до 25 лет на вид. Белый верх, черный низ... Волосы аккуратно собраны в пучок.

— Сейчас у группы предполетная практика, — поясняет преподаватель Оксана Солозобова. — До этого девушки почти два месяца изучали теорию. Осталось сдать экзамен — и они получат билет в новую жизнь. Увидят за год столько, сколько иногда за всю жизнь не увидишь...

Строится урок по тому же плану, что и рейс. Сначала брифинг, где рассказывают детали перелета и распределяют задачи, затем проверка оборудования по чек-листу.

Девушки по очереди рассказывают обо всем, что входит в их зону ответственности. И вот мы готовы к «полету».

— Уважаемые пассажиры, приветствуем вас на борту лайнера. Пристегните ремни, — звонко объявляет одна из учениц, Екатерина Прозатет.

Группа делится пополам — часть изображает пассажиров. Сначала и я в их числе. Девушки встают в проходе, демонстрируя спасательное оборудование, указывают положение аварийных выходов.

— Теперь отрабатываем ситуацию: пассажиру плохо, — говорит Оксана Сергеевна.

Столько впечатлений — изображаю сердечный приступ. Ученица Анастасия Акакина помогает откинуть кресло, дает салфетку, надевает на меня кислородную маску...

— Что теперь нужно предложить пассажиру? — спрашивает преподаватель.

— Воду? — предполагает Настя.

— Нет, — Оксана Сергеевна оглядывает салон. Тишина...

— Горячий чай, — внезапно осеняет меня.

— Правильно!

Первую проверку прошла! А затем следует второй этап. Ученица Валерия Шанина выкатывает тележку с напитками и конфетами. Получив разрешение и надев фартук, встаю к ней в пару.

— Прохладительные напитки, вода, свежая пресса, — говорю, следуя по «салону».

— Мне, пожалуйста, три стакана сока! — обращается ко мне «пассажирка».

— Моя собака хочет пить! — одновременно кричит ее соседка. Неужели в рейсе и такое бывает? — К сожалению, мы не можем оказать вам эту услугу. Но мы приземлимся через пять минут, и вы сможете напоить свою собаку, — импровизирую я. — Какой сок вам налить?

За пять минут общения с пассажирами понимаешь: работа непростая. Но накормить людей в ней не самое важное.

— Бортпроводница в самолете — хозяйка, — говорит Оксана Сергеевна. — Иногда нужно требовать от пассажиров подчинения — ради безопасности.

— Как вы думаете, у меня получится стать стюардессой?

— Да, — говорит она. — Вы выглядите целеустремленной, мгновенно схватываете.

Бортпроводник — это образ жизни, если этого нет под рубахой — не пришьешь...

— Так интересно, что нас ждет, — говорит Валерия Шанина. — Когда мы шли учиться, еще не представляли, сколько всего нужно освоить.

Сейчас мы знаем, кажется, немало, но еще многое надо понять, прощупать на личном опыте.

— А есть ли у бортпроводниц какой-то девиз?

— Я уверена в своих силах, — хором отзываются девушки.

Что должна знать и уметь:

■ Бортовое аварийно-спасательное оборудование и все о его работе. Как проверять, как применять, как объяснить пассажиру правила пользования этим инвентарем.

■ Правила оказания первой помощи. Должны знать особенности многих серьезных заболеваний и уметь помочь пассажиру.

■ Умение плавать.

■ Технология обслуживания пассажиров на борту воздушного судна. Организация питания, сервисных услуг.

■ Психология. Общаться на борту приходится с самыми разными людьми. Нужно уметь оказывать в том числе психологическую поддержку.

■ Английский язык. Некоторые авиакомпании, совершающие международные рейсы, могут требовать знания и других иностранных языков.

■ Организация перевозок — знание всей необходимой рабочей документации. Воздушно-правовая подготовка.

Читайте также: Виртуальные музеи и тенденции рынка труда: что могут узнать столичные школьники на онлайн-мастер-классах

Google newsYandex newsYandex dzen