Заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов: Безопасность пассажиров — наш приоритет
Сюжет:
Эксклюзивы ВМТранспорт Москвы — одно из самых быстро развивающихся направлений. Ежедневно по городу перемещаются миллионы жителей и гостей столицы. О масштабном проекте строительства метро, внедрении современных технологий и запуске речных электротрамваев в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве» рассказал заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
— Максим Станиславович, Москва вкладывает очень много ресурсов в развитие транспорта. На финишной прямой Большая кольцевая линия (БКЛ) — осталось открыть всего девять станций. Какой эффект уже видите от БКЛ и какого ожидаете от полного ввода кольца?
— Большая кольцевая линия — это один из крупнейших в мире проектов в метростроении, крайне важный и нужный для развития Москвы, который реализуется под личным руководством мэра Сергея Собянина. БКЛ станет самым протяженным метрокольцом в мире. У нее будет наибольшее количество пересадок среди линий метро — больше 45. Можно будет пересесть на радиальные линии, Московское центральное кольцо (МЦК), все действующие и перспективные Московские центральные диаметры. Поездки станут быстрее и удобнее для более трех миллионов жителей 34 районов города — у них появятся новые маршруты. БКЛ создаст основу для дальнейшего развития рельсового транспортного каркаса на годы вперед.
Уже сейчас мы видим, как запущенные участки Большой кольцевой разгрузили действующие линии метро. Благодаря открытым в декабре станциям на десять процентов стало свободнее на Кольцевой линии и на восемь процентов — на Арбатско-Покровской, а на Серпуховско-Тимирязевской — на семь процентов. МЦК разгрузилось на четыре процента. Существенно разгрузились и отдельные станции. Например, на «Кунцевской» Арбатско-Покровской линии после открытия БКЛ стало свободнее на 26 процентов, на «Севастопольской» Серпуховско-Тимирязевской линии — на 36 процентов. Почти 44 тысячи пассажиров пересели со станций радиальных линий на соседние станции Большого кольца. Но полный эффект будет достигнут, конечно, после запуска всей Большой кольцевой линии. По нашим прогнозам, на радиальных линиях станет свободнее на 22 процента, на Кольцевой — до 25 процентов, а на основных вылетных магистралях города — в среднем на пять процентов.
Мы уверены, что проект БКЛ привлечет новых пассажиров на городской транспорт и существенно улучшит качество жизни москвичей. Тем более у тех, кто проживает в пешеходной доступности от новых станций метро, стоимость жилья вырастет на 15– 25 процентов. К слову, уже сейчас число поездок по Большой кольцевой составляет до 570 тысяч в день — это на уровне МЦК. А после полного ввода мы ожидаем, что на Большом кольце будет совершаться 750 тысяч поездок в рабочий день. Если еще говорить про эффект от БКЛ, то каждая новая станция улучшает жизнь москвичей, сокращает расстояния — до работы, до школы, до мест отдыха. Теперь чтобы пересесть с одной линии на другую, больше не нужно будет ездить в центр Москвы. На дороге можно будет сэкономить до 45 минут в день. С момента открытия десяти станций в декабре прошлого года совершено уже более 36 миллионов поездок. Это превосходит все наши прогнозы. При этом каждый пятый пассажир Большой кольцевой — новый пассажир городского транспорта, а значит, все больше людей пересаживаются с личных автомобилей, потому что метро намного удобнее, быстрее и дешевле. Это происходит в том числе благодаря тому, что Большое кольцо приходит в те районы города, где метро раньше не было: например, это станция «Аминьевская» или «Давыдково».
— Относительно недавно была запущена система Face Pay. Много ли пассажиров ею пользуются? Какие планы по внедрению сервиса на других видах транспорта?
— Сейчас в системе зарегистрировано около 180 тысяч пользователей, и эта цифра постоянно растет. С начала работы сервиса совершено больше 26 миллионов поездок по биометрии. Подключаться к Face Pay или нет — решает сам пассажир. Я, например, выбор сделал и подключился одним из первых — и всем советую попробовать. Очень удобно. Не нужно ничего искать в карманах и доставать из кошелька карту. Для оплаты достаточно посмотреть в камеру на турникете и пройти. Очень важно, что Face Pay — российская технология и собственность правительства Москвы. Операции по банковским картам обрабатываются в национальной платежной системе НСПК, к которой подключен банк-эквайер ВТБ. Серверы находятся исключительно на территории России — повлиять на сервис из-за рубежа невозможно. В целом Москва — первый город в мире, где система распознавания лиц для оплаты проезда работает в таком масштабе. Сегодня оплатить проезд с помощью биометрии можно на всех станциях метро и станции МЦК «Кутузовская», а уже в сентябре Face Pay заработает на всех станциях МЦК, до конца года — на речном транспорте. Прорабатываем возможность запуска сервиса на «Аэроэкспрессе». В конце апреля оплату по биометрии начали тестировать пассажиры наземного транспорта. Мы полагаем, что к концу года количество пользователей оплаты по биометрии увеличится до 500 тысяч.
— Расскажите подробнее про тестирование Face Pay на наземном транспорте. Какие задачи нужно решить в ходе тестов?
— Изначально мы планировали набрать группу из 100 человек для тестов, но всего за несколько дней получили больше 400 заявок. Здорово, что москвичи интересуются самыми современными технологиями, поэтому мы решили принять в тестировщики всех, кто успел подать заявку. На первом этапе сервис пока доступен участникам фокус-группы в автобусах М3. Это самый длинный маршрут, он пересекает практически всю столицу с запада на восток. Постепенно увеличим количество маршрутов и число участников фокус-группы. Тестирование поможет нам отладить и донастроить сервис для работы в наземном транспорте. В отличие от метро, в наземном транспорте нет турникетов, сам же пассажир может оставаться в зоне определения камеры во время движения. Тут важно исключить вероятность повторного списания средств. На качество распознавания может влиять и освещение, которое меняется в зависимости от суток или сезона. Все эти вопросы в ходе тестирования мы уже прорабатываем, чтобы система работала корректно и максимально удобно для москвичей. Задача, поставленная мэром Москвы, — сделать московский транспорт максимально комфортным.
— В июне началось внедрение Системы быстрых платежей (СБП) в московском транспорте. Как это работает и какие перспективы у этого проекта?
— Система работает очень просто. Это платеж, который мгновенно зачисляется со счета покупателя на счет продавца. Напрямую. Для оплаты по СБП не нужна банковская карта, достаточно иметь при себе смартфон. Вы открываете приложение банка, поддерживающего технологию, и выбираете оплату по СБП. Потом надо навести камеру смартфона на QR-код на терминале, который сформирован банком-эквайером метро ВТБ. Оплата после подтверждения пройдет автоматически, а деньги спишутся напрямую с банковского счета. Это современная удобная технология, и замечательно, что она из России. Все транзакции проходят только внутри страны. Все абсолютно безопасно.
Мы запустили два пилотных проекта платежей при помощи СБП в московском транспорте. Уже сегодня она работает примерно в 80 кассах всех открытых станций Большой кольцевой линии метро. Пассажиры снова могут пользоваться бесконтактной оплатой с помощью смартфона. Причем получают технологию не менее удобную, чем это было раньше. Второй проект — это пополнение парковочного счета в приложении «Парковки России» через Систему быстрых платежей — комиссия обойдется дешевле до восьми раз, а в дальнейшем будет еще снижаться. Что касается перспектив, уже в 2022 году сканерами кодов будут оборудованы все турникеты метро — получится платить за проезд через СБП смартфоном. До середины 2023 года планируем внедрить этот способ оплаты на наземном транспорте и в кассах по всему метро. Также в первой половине 2023-го добавим пополнение по СБП карты «Тройка» и социальных карт в мобильные приложения транспортного комплекса. Благодаря этому до 700 тысяч пассажиров московского транспорта в день могут начать пользоваться Системой быстрых платежей в ближайшие несколько лет.
— Вы много говорите о российских технологиях в транспорте. С введением санкций против России стало ли сложнее реализовывать транспортные проекты? Ведь некоторые комплектующие были все-таки зарубежными. Уже нашли аналоги?
— Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу помогать московскому бизнесу в нынешних условиях. Мы и наши подрядчики быстро адаптировались к новым реалиям. Например, мы заключили пятилетний контракт с ООО «МСП» на поставку «Троек» с отечественным чипом. Замена чипа никак не скажется на работе карт — весь функционал остается прежним. Это такая же «Тройка», только теперь на 100 процентов с российским чипом. Первая тысяча тестовых российских карт поступила в кассы в мае, в июне поставили большую партию — 200 тысяч штук. До конца 2022 года мы совместно с МСП протестируем и наладим производство карт «Тройка» с еще более современными чипами для транспортной и банковской сфер, а до конца 2027 года ООО «МСП» сделает для метро 19 миллионов отечественных «Троек».
Новый чип позволит внедрять еще больше удобных билетных решений для пассажиров. Мы также перевели работу сервиса «По пути» на новое российское программное обеспечение (ПО). Принцип работы остался такой же, но благодаря новому ПО мы сможем улучшать услугу и расширять географию работы сервиса. Например, сейчас мы проводим закрытое тестирование с сотрудниками в Сколкове. Планируем, что уже до конца августа сервис «По пути» в Сколкове станет доступен для всех. Что касается нашего проекта по запуску речных перевозок, то мы уже почти полностью перешли от иностранных запчастей на российские компоненты и узлы. Даже такой важнейший элемент в электрическом судне, как мотор, будет полностью отечественного производства. Это немного передвинуло график запуска проекта, но зато позволило сделать нашу промышленность еще сильнее.
— А когда все-таки мы увидим электротрамвайчики на Москве-реке?
— Мы тоже этого очень ждем. До конца года в тестовом режиме запустим первые речные суда. Заработает один из двух регулярных речных маршрутов «Фили — Киевский вокзал». Уже прошли испытания первого судна — работа в холодную погоду, наладка оборудования, отработаны маневры: швартовка, развороты на Москве-реке. Сейчас тестируем причалы — это важная часть береговой инфраструктуры, проверяем их на грузоподъемность, устойчивость к различным нештатным ситуациям. Полностью пассажирский флот будет укомплектован к навигации 2023 года. В его состав войдет 21 речной трамвай, 23 плавучих причала, два пункта базирования, 6 береговых зарядных станций. Также мы не исключаем, что в будущем это будут беспилотные суда.
— Поговорим о безопасности. Знаю, что в метро преступника можно отследить по камерам. Сколько уже нарушителей закона удалось задержать с начала года?
— Безопасность людей — один из приоритетов в нашей работе, это неоднократно подчеркивал и мэр Москвы. Московским метро каждый день пользуются миллионы москвичей, и рядом с ними не должно быть опасных для общества граждан. С сентября 2020 года в мосметро работает система видеоаналитики «Сфера», которая помогает находить людей в розыске. С момента запуска «умные» камеры помогли обнаружить больше пяти тысяч человек в метро. Среди них есть люди, которые подозреваются в совершении особо тяжких преступлений. Все это делается при полном и ежедневном взаимодействии с ГУ МВД России по Москве. Мы очень признательны им за такое внимание к московскому транспорту и желание использовать самые современные российские технологии. Кроме того, система помогла найти 170 потерявшихся детей. Сейчас мы прорабатываем вопрос внедрения «Сферы» на станциях МЦД и МЦК, в местах посадки в «Аэроэкспресс», на речном транспорте и других.
— Скажите, если жители сообщают о какой-то транспортной проблеме, реагирует департамент на такие сигналы?
— Обязательно реагируем. Москва — огромный город, уследить за всем, что в нем происходит, бывает непросто, а москвичи каждый день пользуются транспортом в своем районе, передвигаются одними маршрутами и хорошо знают о проблемах, которые бывают на их пути. Поэтому мы только приветствуем, когда жители обращаются к нам — так мы можем быстрее устранить проблему. Рассматриваем каждое предложение, каждый вопрос и, если это возможно, решаем. Один из самых удобных инструментов для решения вопросов, связанных с транспортом, — наш чат-бот Александра, который с ноября 2020 года ответил уже более чем на полтора миллиона вопросов. Обратиться можно и в единый контакт-центр «Московский транспорт». Мы также расширили штат дорожных координаторов ЦОДД. Кстати, в июне они внесли 101 изменение в дорожное движение города. Теперь в Москве на 400 парковочных мест больше, на 21 улице изменили схему движения, сделали семь дополнительных полос и одну выделенку для транспорта.
ДОСЬЕ
Максим Станиславович Ликсутов родился 19 июня 1976 года в городе Локса Эстонской ССР. В 2007 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова. С 2005 по 2008 год являлся членом совета директоров ООО «ТрансГрупп». В 2009– 2010 годах занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс». На должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы назначен в 2011 году, а еще через год он стал заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы. Имеет ряд почетных наград, в числе которых — орден Почета, орден Дружбы, знак отличия «За заслуги перед Москвой», почетная грамота Президента Российской Федерации, почетная грамота Правительства РФ, нагрудный знак «Почетный работник транспорта России», почетная грамота Следственного комитета РФ.
ЦИФРА
26 миллионов поездок уже совершили москвичи с помощью системы оплаты проезда Face Pay.
ФАКТЫ
- До конца 2027 года для Московского метрополитена выпустят 19 миллионов отечественных «Троек».
- В Москве дополнительно установят 115 ультрабыстрых станций для зарядки электробусов. Сейчас в городе работают202 станции.
- Более 250 тысяч сотрудников работают в Транспортном комплексе города.
- В Москве самый большой и молодой парк электробусов в Европе. Кроме того, на 95 процентов обновлен парк трамваев, на70 процентов — вагонов метро, на 65 процентов — пригородных поездов.
- Порядка 66 процентов жителей предпочитают общественный транспорт личным автомобилям.
- В столице самая удобная билетная система, больше всего способов оплаты проезда.
- В первой половине 2022 года средняя скорость движения на основных магистралях Москвы сохранилась на уровне 55 километров в час — это на22 процента выше уровня 2010 года.