В «Зарядье» возвращается «Рождественский вертеп» Павла Карманова
10 января 2020 года в концертный зал «Зарядье» возвращается «Рождественский вертеп» московского композитора Павла Карманова — многожанровое музыкальное представление, основанное на народной драме «Смерть царя Ирода».
«Рождественский вертеп» — вечно живая история о том, что в наступившем году вновь восторжествуют вера, добро и любовь, а зло будет низвергнуто и посрамлено. Композитор Карманов создал это действо на стыке традиций уличного народного театра и современной музыки.
В мистерии Карманова эту историю рассказывают лучшие российские исполнители — фольклорные, академические и даже рок-музыканты. Патриарх отечественного фолка Сергей Старостин с рождественскими колядками, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», а с ними… легендарная группа «Вежливый отказ», оркестр «Персимфанс», первый симфонический ансамбль без дирижера, исполняющий академическую музыку весьма не академично, знаменитый джазовый валторнист Аркадий Шилклопер и другие артисты.
В преддверии события главные герои этого уникального представления ответили на несколько вопросов газеты «Вечерняя Москва».
Павел Карманов — композитор-минималист, создатель музыки «Рождественского вертепа», пианист, флейтист.
— Вы играете на нескольких инструментах, пишете музыку для театра, кино и для оркестров. Расскажите, вам самому что ближе из всего многообразия жанров и стилей?
— Я — композитор широкого профиля. Придумываю звукосочетания для людей, для разных видов публики, часто непросвещенной. Я консерваторский выпускник и, конечно, люблю классику, но не только. И рок, и джазовое направление мной тоже освоены. Ведь в XXI веке нужно многое уметь и любить, чтобы получалось достаточно хорошо передавать свои мысли и настроение в музыкальном материале. Именно поэтому синтез жанров — главный для меня путь сегодня, а ближе всего мне то, что востребовано музыкантами-исполнителями.
— Как удается «осовременить» историческую музыку и сделать ее актуальной и интересной для слушателя?
— Путем создания на основе исторического материала новых музыкальных конструкций. В «Вертепе» я сделал «рерайт»: переписал всю музыку заново, изменил ход гармоний и освежил звучание всеми доступными на сегодняшний день средствами. В сущности, я создал большую авторскую аранжировку аутентичного фольклора, которая перестала быть просто аранжировкой и превратилась в нечто новое, моего авторства, точнее, уже соавторства с народом.
— Почему вы решили написать музыку именно для «Вертепа»? Расскажите о том, как зародилась идея этого мероприятия?
— Я отношусь к создаваемой музыке как к своим музыкальным детям. Некоторые уже давно живут своей жизнью и успешны. Другие, наоборот, умерли во младенчестве. Ребенок «Вертепа» был 17 лет в состоянии летаргического сна. Благодаря усилиям многих «сородителей» мы его реанимировали и вдохнули новую жизнь. Теперь он снова радует людей, а мы хотим поделиться этой радостью и этой историей не только с теми кто ее знает, но и с новым поколением слушателей.
Андрей Котов — руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин».
— Как и где вы собираете музыкальный материал? Как он сохраняется до наших дней?
— Источники, которыми мы пользуемся в нашей работе, очень разнообразны. Богослужебные песнопения первой части представления — это расшифровки строчного многоголосия и раннего партеса (певческих стилей) по рукописям XVII века и начала XVIII века. Духовные стихи и христославия — в основном это расшифровки наших фольклорных экспедиционных записей на юг и север России 90-х годов XX века. А текст драмы «Царь Ирод» был реконструирован еще в 1980 году замечательным (к сожалению, его уже нет с нами) театроведом Виктором Исаевичем Новацким.
— Привносите ли вы что-то современное в исполняемую музыку или это все оригинальные мелодии?
— Музыка всегда современна уже потому, что ее поют современные люди. Что же касается материала, то к каждому стилю и жанру надо относиться по-разному. Церковные песнопения мы поем строго по расшифровкам, так как и распевы, и тексты богослужебных песнопений священны — произвол здесь недопустим. К тому же попытки «улучшать» древнерусскую музыку, как правило, неудачны. Духовные стихи и христославия предполагают некоторую свободу распева: дополнение голосов, варианты мелодий. Но все это происходит внутри распева, никаких специальных аранжировок мы не делаем.
— Чем отличается ваше выступление в рамках «Вертепа Павла Карманова» от остальных концертов, в которых вы участвуете? Почему, по вашему мнению, нужно прийти именно на это мероприятие?
— Проект «Вертеп Павла Карманова» объединил в себе три взгляда на одно событие — Рождество Христово. С одной стороны, это церковные песнопения и духовные стихи в исполнении «Сирина», с другой — это аутентичная крестьянская традиция в исполнении Сергея Старостина и детского фольклорного ансамбля «Веретенце», еще одну сторону показывают искусная игра Аркадия Шилклопера (валторна) и группы «Вежливый отказ». В современном симфоническом обрамлении Павла Карманова они являются своеобразным мостиком между традицией и современным искусством. Это уникальное сочетание жанров и исполнителей. Я затрудняюсь назвать подобные проекты в нашей стране. А главное — это невероятно красивая музыка, несущая радость и свет.
Марина Катаржнова — первая скрипка ансамбля «Персимфанс», первого симфонический ансамбль без дирижера.
— Оркестр «Персимфанс» — уникальный феномен, вы играете без дирижера и ориентируетесь только на коллег по сцене. Есть ли место импровизации в ваших выступлениях или все выверено?
— Прежде всего мы ориентируемся на то, что написано в нотах, смотрим, как музыка организована, структурирована. Изучение произведения мы начинаем непосредственно с работы над партитурой. Здесь я говорю «мы», потому что работа с нотным текстом подразумевает не работу одного человека, как это происходит при наличии дирижера, а вовлеченность в процесс всех членов нашего сообщества. Безусловно, есть инициативная группа, как и в любом проекте: мы начинаем встречаться малым составом, прорабатываем материал, чуть позже подключаем остальных музыкантов. Если под импровизацией понимать творческую составляющую процесса, то, наверное, сымпровизировать в любой момент может каждый из наших музыкантов, предложив в процессе репетиций какую-то интересную идею. Это прекрасно, когда так происходит. На сцене во время исполнения мы чутко ловим волны, которые исходят от каждого. Это тоже, наверное, своеобразная эмоциональная импровизация, что не отменяет строго организованного порядка и взаимодействия лидеров групп между собой.
— Говорят, что вы — «комбинат искусств»? Что это значит? Как вам удается миксовать стили и жанры и сохранять при этом свой узнаваемый стиль?
— «Комбинат искусств», конечно, очень широкое понятие. Может, мы и не разрослись до столь объемного термина, но попытка делать многое в нескольких направлениях одновременно есть. Причина кроется в том, что нам удалось собрать команду музыкантов, которые владеют сразу многими музыкальными языками. То есть они могут играть барокко и классицизм на исторических инструментах и тут же встать и прочитать Хармса или Швиттерса, уж не говоря о том, чтобы запросто сыграть на счетах, паровозном гудке или косе в кантате «Путь Октября».
Когда мы останавливаем свой выбор на произведениях, принадлежащих определенной эпохе, будь то классицизм, романтизм или авангард, мы пытаемся врасти в исторический контекст и привнести туда еще что-то свое. Таким образом, как мне кажется, удается создать что-то интересное.
— Расскажите о вашем участии в «Вертепе». Как вы думаете, почему именно ваш оркестр приглашен играть музыку Карманова?
— «Персимфанс» появился в «Вертепе» не сразу лишь по той причине, что в год премьеры нас просто физически не существовало. Многие из нас играли вместе в разных коллективах, но до объединения было еще далеко. А сейчас все совпало. Ансамбль «Сирин» тоже является коллективом без дирижера, поэтому мы понимаем друг друга с полуслова.
Музыка Паши Карманова, написанная для «Вертепа», созвучна энергии и молодости нашего коллектива, она полна настоящего, неподдельного драйва, эта роль будто специально написана для нас. Роль молодых, влюбленных в искусство. Тем ценнее эта партитура, так как новое здесь прекрасно уживается со старым — с аутентичными песнопениями Рождества.
Читайте также: Проект «Музыка в метро» готовит к запуску пятый сезон