«Мало не покажется»: удастся ли России компенсировать ущерб за «Северный поток» и какой будет сумма
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРоссия может поставить вопрос о компенсации ущерба из-за подрыва газопроводов «Северный поток». Об этом сообщил директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский. С кого Россия будет требовать компенсацию и как может рассчитываться сумма возмещения, «Вечерней Москве» рассказал политолог Сергей Маркелов.
Собеседник «ВМ» подчеркнул, что Россия не намерена отказываться от расследования взрывов на газопроводе.
— Нам главное — ввязаться. Совершенно очевидно, есть виноватые, и, если будет комплексная политическая воля (а она абсолютно точно рано или поздно случится), постепенно соберется международное расследование этой истории. Даже если не соберется международное, то будет чисто наше, российское: у нас ресурсов достаточно, чтобы все это дело самим расследовать. Есть и опыт: была масса расследований по Вьетнаму, Сирии и так далее, — уверен политолог.
Как отметил эксперт, версия природной катастрофы на «Северном потоке» уже исключена в самых разных странах. Все подобные преступления совершаются в два этапа, у них есть заказчик и исполнитель. Для России важно найти именно заказчиков подрыва, подчеркнул собеседник «ВМ».
Маркелов подчеркнул, что в данный момент продвижению расследования сильно мешает политическая ситуация.
— Безусловно, есть структуры, которые готовы были бы взять на себя функцию предъявления заказчику материальных и иных претензий. Но у всех международных судов договоренности с Россией разрушены. В будущем все будет перезагружаться — когда появятся новые структуры, они смогут честно выполнять свои функции, и претензии можно будет направлять туда, — пояснил политолог.
По мнению эксперта, компенсация России сложится из трех частей. Во-первых, России должны возместить непосредственно материальные разрушения. Во-вторых, к первому фактору добавится упущенная выгода за все время простоя газопровода. И, в-третьих, также будет учтен моральный ущерб от сложившейся ситуации, перечислил Маркелов.
Итоговый размер компенсации может получиться огромным, заметил политолог.
— Сумма там получится — мало не покажется. Мне кажется, она будет сопоставима с суммой, которую Украина пытается получить с Запада на восстановление, — заключил эксперт.