«Война — это судьбы, истории отдельных людей»: школьникам рассказали об особенностях работы по восстановлению биографий
Сюжет:
Живая историяВ рамках патриотического клуба «Живая история» в студии сетевого телевидения газеты «Вечерняя Москва» 30 марта прошла лекция на тему «Поисковая работа по восстановлению военных биографий защитников Москвы». Проект является победителем Конкурса Грантов Мэра Москвы и реализуется при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Об особенностях поисковой работы школьникам рассказал Александр Драхлер — учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского», лауреат премии г. Москвы в области образования.
В ходе лекции Александр Драхлер рассказал о школьном проекте «Газета с фронта», который он реализует вместе со своими учениками. Он начался семь лет назад, когда он был классным руководителем у учеников восьмого класса. Тогда внимание школьников привлекла памятная табличка на стене учебного заведения. Ребята решили восстановить историю Ростокинского батальона, узнать конкретные имена и биографии людей.
Александр Драхлер отметил, что начинать поиск можно с открытых источников: сайт «Память народа», базы ОБД «Мемориал» и других. В течение двух лет школьники подробно изучили историю формирования Ростокинского батальона, судьбу ополченцев.
В ходе исследования ребята обнаружили интересный источник информации — дивизионную газету.
— Такие СМИ выходили во время войны ежедневно, они выполняли роль современных соцсетей. Из них можно было узнать о буднях армейской жизни, истории бойцов и командиров, — пояснил Александр Драхлер.
Ребята решили дать источнику вторую жизнь. В начале нового учебного года они выбирают фото или статью про бойца и каждый школьник ведет поисковую работу по своему герою. Биография может быть короткой, например, если человек попал на фронт сразу после школы и был убит в первые дни войны. Но есть люди, которые прожили долгую жизнь и о них сохранилось немало сведений. Тогда задача ученика составить довоенную, военную и послевоенную биографию бойца. Если в ходе исследования, удается обнаружить сведения о родственниках, то газета передается им. Случается, что газету удается передать самому герою. Так произошло с Валентином Михайловичем Григорьевым. Ветеран недавно отметил столетний юбилей, школьникам удалось передать ему уникальный архивный материал.
Как подчеркнул Александр Драхлер, война — это судьбы, истории отдельных людей. Школьникам в ходе поиска удается найти сведения, которые имеют значимость для истории Москвы в целом. Так, часть информации, они передали проекту Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории». На основе материалов, собранных школьниками, удалось провести ряд выставок. Одна из последних представляет собой собрание архивных снимков московского ополченца фотокорреспондента ТАСС Николая Кубеева.
В заключении лекции Александр Драхлер отметил, что подобная работа учит школьников внимательно относиться к деталям, а также критически воспринимать любой источник, перепроверять информацию и сопоставлять факты.
После лекции учащимся медиа-классов провели экскурсию по мультимедийной редакции газеты «Вечерняя Москва». В ходе экскурсии школьники познакомились с технологией, деталями работы и выпуска газеты.