Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Жизнь в одной капле: как опубликованное в «Вечерке» эссе Паустовского повлияло на становление писателя

Сюжеты: 

«Вечерке» — 100 лет Эксклюзивы ВМ
Общество
Жизнь в одной капле: как опубликованное в «Вечерке» эссе Паустовского повлияло на становление писателя
Фото: РИА Новости
«Вечерняя Москва» продолжает серию публикаций о знаменитых авторах, которые печатали свои произведения на страницах газеты. 28 января 1934 года на страницах главной столичной газеты было опубликовано эссе писателя Константина Паустовского «Капля стекла». Мы выяснили, как публикации в печатных изданиях повлияли на становление великого мастера.

По словам заведующей Домом-музеем К. Г. Паустовского в Старом Крыму Ирины Котюк, на полуострове писатель был частым гостем. Там он подолгу жил в Ялте, Севастополе, Коктебеле, где и работал над своими произведениями. В его книги в дальнейшем вошла повесть «Черное море» и многие другие, в которых отражен крымский период его жизни.

— К слову, именно в год публикации эссе «Капля стекла» в «Вечерке», а это 1934 год, он приехал впервые в Старый Крым. Что касается самой этой работы, о ней мало кто знает. Но это произведение подтверждает, что до того, как всецело перейти в писательскую профессию, Паустовский работал корреспондентом, — сказала эксперт.

По словам Котюк, в собраниях сочинений у Константина Паустовского отсутствует эссе «Капля стекла». С другой стороны, полного собрания сочинений у автора не было.

— А насчет публикаций — он же начал работать корреспондентом: сначала в одесском «Моряке», а в 1912 году в киевском альманахе «Огни» вышел его первый рассказ «На воде», подписанный псевдонимом К. Балагин, чем он очень гордился. Полностью осознание того, что он хочет быть писателем, пришло к мастеру в 1923 году, — рассказала спикер.

29 июня 1941 года Паустовский ехал в военном эшелоне на Южный фронт служить в качестве военного корреспондента. Несмотря на то, что у него был белый билет и его все равно не призвали бы, он решил ехать на боле боя.

— Понимаете, Паустовский относился к тем писателям, которые считали, что рассказывать и показывать читателю можно только о том, через что сам прошел. Пусть он совсем немного провел на войне, полтора месяца, но этого времени хватило, чтобы почувствовать все ужасы войны, — продолжила собеседница «ВМ».

В эссе «Капля стекла» писатель хотел рассказать, что даже через одну лишь каплю можно передать все краски жизни. В ней отражается все созданное Страной Советов своими руками в противовес горделивому Западу и Америке, заключила спикер.

Константин Паустовский, «Капля стекла» читать полностью

Если дети просыпаются на рассвете и начинают взволнованно шептаться, то почти безошибочно можно сказать, что родилась сказка. Она нигде не будет записана, но она останется жить среди ребят, как тайна, оберегаемая от взрослых. Так живет какой-нибудь выдуманный мохнатый и серебряный зверь, тщательно спрятанный под шкафом, где, по совести говоря, ничего нет, кроме пыли и закатившегося наперстка. Это не мешает ребятам кормить его и вести с ним загадочные разговоры.

Подслушать эти разговоры трудно. Разоблачить их нельзя: на это ни у кого не хватает жестокости. Кроме того, эти выдумки поучительны и для взрослых.

В своей жизни я подслушал только одну такую сказку о капле стекла. Из нее я узнал, что если взять такую каплю и долго смотреть через нее на свет, то обязательно увидишь дремучие леса и алюминиевые аэропланы над ними, океанские корабли и табуны бизонов, фейерверки и апельсины величиной с арбуз, увидишь весь мир, сжатый в одной сверкающей пылинке.

Пришла возможность проверить эту сказку наяву в Москве, у Китайской стены. Эти места так примелькались, что о них как будто ничего и нельзя рассказать. Заманчивость ушла от них, растаяла, как снег, не оставив даже луж, где отражается перевернутое небо. Так думают люди, слишком занятые, чтобы видеть жизнь в ее подлинном цвете, а не сквозь туман своей озабоченности. Уверьте себя в самой простой истине — в том, что необыкновенность сторожит вас на каждом перекрестке, и вы увидите, что это действительно так и жизнь неизмеримо обширнее и умнее, чем кажется трамвайному пассажиру. У Китайской стены, в здании Политехнического музея, происходят вещи, которые дети так отчетливо замечают в капле стекла. Их хорошо видно, потому что мощные прожекторы бьют в потолки и засыпают огромные залы как бы снежным, но теплым сверканием.

Сотни монтеров и художников в пиджаках, намазанных краской, работают в этих залах, где опилки прилипают к подошвам и пахнут палубами кораблей. Гондола стратостата распространяет голубоватый блеск, подобный блеску того необыкновенного стратосферического утра, когда она подымалась над осенней Москвой. На стальных тросах втаскивают серые пушки. Их стволы подняты вверх и как будто прислушиваются, — никакому роду оружия не присуще такое ясное выражение спокойствия и бдительности, как дальнобойной пушке.

Сотни станков, о которых все говорят только одно слово «изумительно», вращаются тут же с тихим гулом. Металлические пропеллеры стоят, как леса серебряных пальм, и невольно хочется высыпать к подножью этих лесов груды мандаринов и лимонов, присланных сюда из субтропической Колхиды.

Мигают маяки, отражаясь в черных бортах теплоходов. В корабельной каюте из орехового дерева устанавливают радио. Оно будет говорить из Политехнического музея с Землей Франца-Иосифа, перекрывая неизмеримые пространства полярного мрака и стужи.

Перечень вещей, видных в этой капле стекла, может занять толстые тома. Нетерпеливые и стремительные, как мины, корпуса паровозов «ИС» и «ФД», надписи из трубок, наполненных доверху дистиллированным светом, ткацкие станки с желтоватой паутиной — пряжей, молочные заводы, где молоко льется в бутылки из кранов подобно пенистой воде, шасси автомобилей, мерно пощелкивающие автоматические телефонные станции, шлюзы Беломорского канала, тоннели метро, световые карты новых городов, цветущие карты парков культуры и отдыха, тракторы, нефтяные вышки, Днепровская гидростанция, мохнатые синие искры сварочных автоматов, книги на всех языках, кристаллы и руды, хрустальные электрические лампы, похожие на скрипки, и зерно, игрушки и хлеб, просвеченный насквозь яркими лампами, эскадрильи самолетов и срезы вековых деревьев, — все, весь мир, все творчество Страны Советов сжато в одной сверкающей капле в этих залах, которые можно обойти в два часа, но следует обходить неделями и, быть может, месяцами. И наконец, в этой сверкающей капле, как будто нарочно для детей, можно увидеть добродушного маленького дедушку Верхотурова, похожего на игрушечных мастеров, воспетых Диккенсом. Он стоит около американской драги — около машины, добывающей золото и похожей на плавучий город. Это — драга его конструкции. Он сам сделал ее модель и сам насыпал в ковши золотоносную руду.

Жизнь этого старикана так же поучительна, как и шестнадцатилетняя жизнь Страны Советов.

Верхотуров — художник. Он окончил академию в Петербурге и написал около тридцати портретов старых революционеров. Их можно видеть в Музее Революции. Он — сын приискового рабочего и специалист по золотодобывающим машинам. Он строит драги и не бросает живописи. Производственный труд, органически слитый с культурой, — неотъемлемость этих двух качеств создает из этого старика полноценного человека новой, социалистической эпохи.

Черты будущего, которое приближается закономерно и неотвратимо, сверкают в капле стекла. Утопии старых авторов представляются перед этим будущим чем-то вроде жалкого гадания цыганок. Необходимо признать, что творческая выдумка во все века не одинакова. В нашу эпоху она становится величайшим стимулом для строительства социалистического общества. Она подходит вплотную к реальности, сроки претворения творческой мысли в действительность быстро сокращаются. Эпоха, действительность, практическая работа, как электромагнит, притягивают к себе творческую мысль и в конце концов сваривают ее с собой автогеном так прочно, что не остается швов.

В Политехническом музее не происходит ничего загадочного. Там, как в капле стекла, отражается все созданное Страной Советов за шестнадцать лет, все созданное своими руками, без всякой помощи извне, вне зависимости от горделивой техники Запада и Америки. В Политехническом музее происходит «обыкновенная» выставка наших достижений за годы революции — и все.

Видеопрогулка по Москве с Константином Паустовским

Вернуться

Код вставки видео

Карта маршрута «Прогулка с Паустовским»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.