Эксперт Остапкович рассказал, какие продукты могут подорожать в России вслед за кофе
Сюжет:
Эксклюзивы ВМЦены на кофе сорта робуста в апреле взлетели на 16,8 процента — это максимальная стоимость на товар за последние 45 лет. «Вечерняя Москва» узнала у директора центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, с чем связан рост стоимости на кофейные зерна и какие товары могут также вырасти в цене.
Какая продукция может вырасти в цене
По словам эксперта, стоимость кофейных зерен изменилась из-за погодных условий в регионе их происхождения — Вьетнаме, из-за чего сократились объемы производства.
— Также и в Бразилии есть проблемы с выращиванием арабики, потому отмечается тенденция повышения цены на товар. Однако эта ситуация ощущается не так сильно, как неурожай какао-бобов. В 2023 году все африканские страны страдали из-за тех же погодных условий и сократили посевную площадь. А так как они являются главным поставщиком какао по всему миру, стоимость на продукт может вырасти, — сообщил Остапкович.
Кроме того, отметил собеседник «ВМ», какао-бобы — биржевой товар, а биржи по отношению к 2022–2023 году повысили цены. Но производители при этом пытаются удержать стоимость товара на прежнем уровне, пока есть такая возможность.
— Естественно, совокупность неурожая и повышения биржевых цен отразится на всем мире и стоимость шоколада и какао вырастет. В РФ сейчас пытаются регулировать ситуацию, и кондитерские фабрики, которые производят шоколад из какао-бобов, работают на имеющихся запасах. Наши кондитеры делали серьезные запасы, но сейчас они кончаются, поэтому примерно через 1–3 месяца произойдет серьезное удорожание стоимости шоколадной продукции и какао премиум-класса, примерно на 30–40 процентов от текущей стоимости, — считает спикер.
Для более дешевого сегмента цена продукции может остаться на прежнем уровне, предположил Остапкович.
— Так как в основу такого шоколада не входят какао-бобы, при этом добавляются примеси, чтобы сохранить низкую стоимость продукта. То есть ухудшится качество, но цена останется на прежнем уровне, — сказал эксперт.
Также может начаться шринкфляция — процесс, когда сокращается количество товара в упаковке, а цена на него остается прежней. Например, в коробку шоколадных конфет будут класть не 18 штук, а 15, при этом их стоимость не изменится.
Это происходит не впервые
Собеседник «ВМ» напомнил, что с ростом цен на фоне неурожая и неблагоприятных погодных условий люди сталкиваются не впервые.
— Такое происходит с периодичностью в 8–10 лет. Всегда есть периоды неурожая, земля не может беспрерывно давать хороший урожай, поэтому будут периоды спада и роста. Не исключено, что через 1,5 года, когда урожайность вернется на прежний уровень, цены могут упасть вновь на 20–30 процентов, — сообщил он.
Чтобы решить проблему, можно было бы переориентировать поставки на рынки других стран. Но это сложный логистический процесс, поэтому вряд ли производители решатся на него, заключил эксперт.