А вдруг что-то срочное: можно ли игнорировать рабочие звонки в выходные
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Австралии людям официально разрешили игнорировать звонки и сообщения с работы в нерабочее время. Согласно новому закону, это больше не будет грозить наказанием со стороны работодателя. Сотрудники смогут отвечать начальству и коллегам только по желанию. Можно ли беспокоить своих сотрудников в нерабочее время, нужен ли подобный закон в России и как его реализовать, «Вечерняя Москва» обсудила с экспертами.
В России уже давно так
Юрист, эксперт по трудовому праву Валентина Яковлева рассказала, что подобная мера уже действует, хоть она и не регламентируется действующим законодательством.
— У нас в России работник имеет полное право не отвечать на звонки руководителя и коллег во внерабочее время. Рабочее время сотрудник использует для выполнения своих трудовых обязанностей, а время отдыха — по своему усмотрению, — объяснила эксперт.
Во внерабочее время сотрудник может делать все что угодно, в том числе и не брать трубки. Поэтому подобный закон России не нужен — все определения уже есть в Трудовом кодексе РФ, отметила Яковлева.
Юрист Дмитрий Кваша добавил, что подобные вопросы можно решать и без регламентации законом — достаточно личностных взаимоотношений.
— Работник и работодатель, если они адекватные люди, уважительно и ответственно относятся к своим рабочим моментам. Работодатель понимает, что он не может нарушать личное пространство. Но вдруг ему это срочно надо? И работник может понимать, что сейчас у него время отдыха, но может возникнуть ситуация, которая не терпит отлагательства, — указал собеседник «ВМ».
Подобные вопросы должны решаться на уровне коммуникации между людьми. В целом за то, что работник не взял трубку в нерабочее время, уволить его или наложить дисциплинарное наказание никто не может.
— На мой взгляд, законов у нас и так хватает. Если заняться нечем, то, конечно, можно придумать новые законы, описанное в которых и так регулируется здравым смыслом, — заключил Кваша.
Не нарушая личные границы
Такого же мнения придерживается и врач-психотерапевт, психолог Евгений Фомин. По его словам, обо всем можно договориться заранее, в том числе и об обсуждении некоторых вопросов в нерабочее время.
— Например, как руководитель, я объясняю, что может быть срочный вопрос или мне пришел какой-то гениальный инсайт, который в моменте надо обсудить. И если моя команда на это согласна, то, безусловно, можно созвониться и во внерабочее время, — привел пример психолог.
Другое дело, если такие звонки и сообщения будут происходить вне вышеуказанных договоренностей. Тогда это уже будет нарушением личных границ.
— Но даже без договоренностей руководитель, обладающий эмпатией, может почувствовать по интонации сотрудника, устраивает его такой формат общения или нет, — заключил Фомин.