Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

«Субботние хроники: истории московских поставщиков»

Город
«Субботние хроники: истории московских поставщиков»
Фото: Пресс-служба Департамента города Москвы по конкурентной политике

Дело, после него — дело и после всего — дело: как Федор Чижов развивал сферы железнодорожной, шелкопрядильной, судоходной промышленности России.

Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, — какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в новом просветительском проекте Департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».

Федор Васильевич Чижов родился в 1811 году в Костроме в семье учителя местной гимназии, а образование будущий предприниматель получил в Санкт-Петербургском университете на физико-математическом факультете. В 25-летнем возрасте Чижов успешно защитил диссертацию и получил звание магистра философии по отделу физико-математических наук.

В 1842 году Чижов поехал за границу, где познакомился с писателем Николаем Васильевичем Гоголем, поэтом Николаем Михайловичем Языковым, сблизился с живописцем Александром Андреевичем Ивановым и с головой ушел в славянофильство — новое направление общественной мысли в России. Увлечение обернулось неожиданностью: через некоторое время Чижов оказался в Петропавловской крепости по обвинению в принадлежности к тайному обществу. Подозрения не подтвердились, и Федора Васильевича вскоре освободили из-под стражи, но запретили оставаться в Петербурге и Москве. Чижов был сослан в Малороссию под надзор цензора.

«Мое положение ужасно грустное», — писал он в дневнике. «Я выбит из колеи, ничего не вижу впереди себя». Во время ссылки в Киевской губернии Чижов начал заниматься шелководством, заметив поблизости большую заброшенную плантацию шелковичных деревьев. Посетив лучшие шелководческие хозяйства юга России, он стал восстанавливать запущенные шелковичные посадки и уже вскоре с разрешения правительства отправился в Москву для продажи произведенного им первого пуда шелка. Чижов не только наладил коммерчески успешный бизнес с нуля, но и создал новые рабочие места, вовлек в дело местных крестьян и помещиков. Число таких хозяйств возросло, тем самым Чижов внес значительный вклад в развитие этой отрасли на юге России.

Сфера интересов предпринимателя в это время не ограничивалась шелководством, он пытался улучшить транспортно-экономическое и промышленное положения отдельных местностей Киевской губернии. Федор Васильевич рассматривал возможность занять место управляющего Киевской палатой государственных имуществ, но назначение не состоялось.

Душой он изо всех сил стремился в Москву: «Москва — сердце России», — писал Чижов. В 1855 году на престол вступает император Александр II. Федор Васильевич был прощен и смог через год вернуться в Москву, где его незаурядный организаторский талант и передовые предпринимательские качества проявились с новой силой. Чижов принял предложение богатых заводчиков, костромских дворян братьев Шиповых, и стал редактором-издателем специального ежемесячного журнала «Вестник промышленности». Фактически это был первый и единственный в то время в России неофициальный частный экономический журнал для предпринимателей, который выходил с июля 1858 года. Издание было призвано защищать интересы российского бизнеса в условиях экономической политики, ориентированной в то время на импорт. Через год появилось еженедельное приложение к журналу — газета «Акционер», которая содействовала строительству российских железных дорог, покровительству отечественной промышленности путем введения протекционистских таможенных пошлин и расширению технического образования.

Главным делом предпринимательского пути Чижова стало строительство железных дорог — в этом он видел залог развития России и крупных промышленных предприятий. С 1857 года прокладку железнодорожного полотна в империи практически монопольно вели иностранные компании и французские инженеры. «Французы просто грабили Россию, — вспоминал Чижов, — строили скверно, не знали ни климата, ни почвы». «Десятки миллионов кровного достояния» были растрачены. Этой сфере были необходимы отечественные промышленники, побольше расчетливости в управлении и поменьше непроизводительных затрат, вспоминал предприниматель.

В 1858 году ему удалось убедить представителей власти и предпринимательское сообщество в необходимости строительства железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. Чижов, проведя математические расчеты, доказал, что инициатива будет выгодной, и, получив зеленый свет для начала проекта, привлек к делу исключительно русских инженеров и рабочих, а также отечественные инвестиции.

Первые подвижные составы были запущены по Московско-Троицкой железной дороге 18 августа 1862 года. Проезд до Сергиева Посада в первом классе стоил два рубля серебром, а в третий можно было приобрести билет за 80 копеек. Дорогу позже продлили до Ярославля и Вологды. Наследие Федора Васильевича сохранилось и до наших дней — в честь него назван фирменный экспресс, который ходит на этом направлении.

По инициативе Чижова группа московских промышленников выкупила у правительства Московско-Курскую железную дорогу, не допустив ее передачи иностранным компаниям. Но купечеству не всегда было посильно вложить сразу всю долю при составлении капитала — для строительства и приобретения железных дорог у государства требовалось развитие внутренней кредитной системы. В середине 1860-х гг. в стране началось усиленное банковское учредительство. При активном содействии Чижова был основан Московский купеческий банк — первый и самый крупный акционерный банк, который заложил прочный фундамент частному кредиту в Москве и во всей России.

Последним по времени крупным торгово-промышленным начинанием Чижова было образование Товарищества Архангельско-Мурманского срочного (регулярного) пароходства по Белому морю и Северному Ледовитому океану. И хотя в суровом климате вести бизнес было крайне рискованно — промысел у Мурманских берегов прибыли не приносил, а пароходы терпели крушение из-за непогоды, — через несколько лет после смерти Федора Васильевича Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства крепко встало на ноги. С тех пор на этих рубежах нашей родины было налажено регулярное навигационное сообщение: в Заполярье, вдоль берегов Белого и Баренцева морей. А на родине предпринимателя, в Костромской губернии, были построены несколько профессионально-технических учебных заведений на завещанный капитал Чижова в акциях Курской железной дороги, который достиг к 1889 году шести миллионов рублей.

Федор Васильевич считал, что в предпринимательстве «хорошо быть фонарщиком», то есть засветить дело и поддерживать горение, а потом, чтобы не захватила рутина, взяться за новое и трудное. Даже в периоды неудач Чижов старался приободрить компаньонов, а каждого нового члена Товарищества предупреждал о неизбежности рисков и убытков, нацеливал не на ожидание прибыли, а на служение великому делу процветания Отечества.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.