Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Бизнес с сибирским характером: Николай Чукмалдин — первые ценники, кожевенное и войлочное производство

Город
Бизнес с сибирским характером: Николай Чукмалдин — первые ценники, кожевенное и войлочное производство
Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, — какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в просветительском проекте департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».

Николай Мартемьянович Чукмалдин (1836–1901) — успешный предприниматель рубежа ХIХ–ХХ веков, меценат и публицист. Будущий купец родился в деревне Кулаково близ Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьян-старообрядцев. «Желание знать было у меня способно перерасти всякое препятствие», — впоследствии писал коммерсант. В семье его стремление учиться находило полное понимание и поддержку.

Свой первый «золотой» 13-летний Николай заработал, помогая отцу в ремесле — изготовлении саней и деталей телег — и самостоятельно выполняя заказы. На первую работу его приняли уже в 15 лет. Чукмалдин получил должность приказчика на кожевенной фабрике купеческой семьи Решетниковых в Тюмени. Местные кожевенные производства были знамениты своей продукцией, а тюменское фабричное клеймо служило «знаком качества». Продукцию поставляли в разные города Российской империи, главным заказчиком кожаных изделий было Военное министерство.

Чукмалдин вникал в секреты и тонкости кожевенного дела — он быстро познал техники производства. Через два месяца юному Николаю предложили поступить продавцом в мануфактурную лавку Решетниковых и повысили жалование с 50 рублей в год до 120. Продажи в лавке велись традиционным способом с увеличением цен вдвое или втрое: покупателю называли изначально завышенную цену, а конечная стоимость зависела от его умения договориться с торговцем.

Спустя два года работы продавцом, в 1853 году, Чукмалдин с разрешения хозяев предприятия ввел новый механизм в торговле: он объявил «цены без запроса» с уже учтенными 20 процентами прибыли и написал их на товарах мелом. Подобная практика была в то время сенсационной и имела место намного раньше официального изобретения ценника американцем Фрэнком Вулвортом в 1879 году. Поначалу мера вызвала недоверие покупателей, пытавшихся сбить цену и в итоге уходивших без покупки, но немного позднее новая система стала известна на весь уезд и заслужила доверие потребителей, а торговля значительно улучшилась.

Твердой опорой и поддержкой для начинающего предпринимателя были понимание и помощь семьи, в том числе материальная. Однажды сестра матери подарила ему 100 рублей, на которые он начал торговать чаем в лавке, а тетушка Чукмалдина, видя успехи крестника, предложила ему 1500 рублей, чтобы Николай смог вложить эти деньги в общую лавочную торговлю. Он стал компаньоном купеческой семьи, получая от мануфактурной торговли треть прибыли. Спустя еще два года бизнесмен стал единоличным владельцем лавки.

— Я напрягал всю мою энергию, чтобы торговля шла как можно лучше, чтобы результаты ее были безупречны, — вспоминал Чукмалдин. С каждым годом его бизнес по продаже чая все больше развивался, что давало ему репутацию делового человека, которого еще недавно считали «выскочкой из деревни». Предприниматель купил дом в Тюмени, куда переехала вся его семья. Сфера деятельности Чукмалдина расширилась, он перешел к торговле базовыми товарами: шерстью, кожей, пенькой, хлебом, чаем и мездриным клеем (изготавливался из шкур, костей, сухожилий и связок животных).

В 1871 году Николай Мартемьянович закрыл все свои дела в Тюмени и переехал в Москву. Чукмалдин занимался оптовыми поставками кож, пеньки, шерсти, хлеба, чая на крупнейшие российские ярмарки — Нижегородскую и Ирбитскую, постоянно увеличивая обороты торговли. Став московским купцом первой гильдии, он продавал от 80 до 100 тысяч пудов шерсти в год, предварительно изучая спрос, и не только на российском рынке. Бизнесмен открыл фабрику в Арзамасе, которая производила специальные сорта войлоков. Этой продукцией заинтересовались в Германии. В Берлине для немецкого потребительского рынка Николай Мартемьянович организовал постоянную торговлю войлоком. В числе немецких заказчиков были воинские части. Таким образом Чукмалдин стал представителем передовой сибирской коммерции на международном рынке.

Коммерсант был одним из пионеров в оснащении своего производства новейшими машинами, что повысило степень автоматизации и качества, а также увеличило рентабельность. Особенно важным результатом модернизации Чукмалдин считал кратно возросшую безопасность для здоровья работников.

Имея почти полувековой опыт ведения купеческого дела, Николай Мартемьянович в своих записках делился собственными знаниями и опытом, рассуждая об экономических и морально-этических вопросах торговли. Он разъяснил понятия «прибыль» и «процент», рассказал о тонкостях ведения торговых записей в учетной документации и рассуждал о справедливом распределении налогов, отмечая, что это бремя должны взять на себя имущие классы общества. Он также был широко известен как публицист — много печатался в региональных и столичных изданиях: «Тобольских губернских ведомостях», тобольском «Сибирском листке», первой тюменской газете — «Сибирский листок объявлений», «Сибирской торговой газете», екатеринбургском «Урале», «Волгаре», «Русском труде», «Санкт-Петербургских ведомостях», московском «Вестнике промышленности» и других. Сферами интересов Николая Мартемьяновича были промышленность, торговля, экономика. В своих корреспонденциях он доказывал важность Северного морского пути для России, проводил анализ крупной мануфактурной промышленности и был противником торговли алкоголем в сельской местности.

Чукмалдин всю жизнь проявлял неустанную заботу о малой родине — помогал жителям с оплатой податей, посылал хлеб в неурожайные времена. Будучи московским купцом первой гильдии, предприниматель построил в родной деревне каменную школу, оборудовал столярные мастерские, именуемые сельским ремесленным училищем по обработке дерева. Из собственных средств бизнесмен обеспечивал учащихся бесплатными учебниками, формой, теплой зимней одеждой, выплачивал жалование учителям. Рядом с училищем он устроил парк с искусственным прудом, зелеными аллеями и цветниками. На средства Николая Мартемьяновича были открыты общественный банк и хлебный магазин.

Предприниматель построил в родной деревне каменную церковь с резным дубовым иконостасом в честь святителя Николая, открытие и освящение которой планировалось 9 мая 1901 года. Освящение церкви состоялось, но в этот день вся деревня прощалась со своим земляком: Чукмалдин скончался от рака 15 апреля 1901 года в Берлине, куда уехал на операцию.

Николай Чукмалдин видел миссию коммерсанта следующим образом: «Наивыгоднейший товар — доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстию. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела. Все то, что добыто неправедно, посредством обмана, своекорыстия и зла, носит в самом себе смерть. Жизненно и прочно одно добро».

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.