Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

«Человек — икона Бога»: противоречат ли портреты на могилах церковным канонам

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Можно ли устанавливать портреты на могилах
Фото: Shutterstock

На современных кладбищах можно встретить множество памятников усопшим, на которых есть их портреты. Во времена СССР, когда могильные плиты вытеснили православные кресты, фотографии на могилах набрали популярность. Однако бытует мнение, что украшение захоронений портретами не приветствуется церковью. Так ли это на самом деле, разбиралась «Вечерняя Москва».

Священник Филипп Ильяшенко, отвечая на этот вопрос в беседе с «ВМ», рассуждал логически:

— Когда общество становилось атеистическим и была нужна альтернатива христианской символике на кладбищах, стали устанавливать надгробия с портретами, — рассказал он.

Собеседник «ВМ» отметил, что в пору, когда составлялись каноны на этот счет, никаких портретов на могилах еще не было.

Протоиерей Федор Бородин предположил, что установка портрета на могиле усопшего — обычная и довольно древняя традиция, в которой нет ничего страшного.

— Мы можем вспомнить, например, знаменитые фаюмские портреты (античные погребальные портреты, которые заменяли погребальную маску на мумии — прим. «ВМ»), которые присутствуют в потрясающей коллекции в Пушкинском музее, — привел пример собеседник «ВМ».

Он объяснил, что главной иконой Бога в мире является человек. Слово «икона» происходит от греческого слова εἰκών, eikṓn, которое буквально переводится как «образ».

— У нас это осталось, когда мы говорим «образа», святые образа. Но ни одна икона, даже самая гениальная икона преподобного Андрея Рублева, не показывает нам и не рассказывает нам столько о Боге, сколько любой человек, — указал протоиерей.

Человек прежде всего, согласно библейскому взгляду на него, создан по образу и подобию Божьему, поэтому в каком-то смысле лик любого человека — это икона Бога.

— И поэтому какого-то противоречия, тем более богословского, чего-то предосудительного в установке портретов усопших на могилах я не вижу, — добавил Бородин.

Еще один вопрос в связи со смертью и сохранением памяти об усопшем, который волнует православных христиан, — разрешает ли церковь кремацию. Можно ли кремировать умерших православных христиан и как хранить их прах, узнала «Вечерняя Москва».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.