Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Человек-невидимка

Спорт
Человек-невидимка

[b]Все болельщики, конечно же, слышали в конце трансляции футбольного матча: "Режиссер - Ян Садеков". Мы не видим его на экране, не слышим его голоса, но без него мы бы вообще ничего не увидели.[/b][b]– Начну с традиционного вопроса – как ты попал на телевидение? У меня такое ощущение, что ты и телевидение – понятия абсолютно неразделимые.[/b]– Да нет, оно благополучно существовало и до меня. Я пришел лишь в 1966-м. В ту пору я учился на режиссерском отделении Института культуры, надо было начинать работать по специальности – то ли брать какой-то театральный коллектив…[b]– МХАТ, например.[/b]– Жаль, что ты мне тогда не посоветовал. Пришлось довериться совету жены, она уже работала на телевидении. Вот и я вслед за ней с октября 1966 года стал, как ты подметил, абсолютно телевизионным человеком. Мой первый учитель – замечательный режиссер Павел Романович Резников.[b]– Но в спортивную редакцию ты сразу не пошел.[/b]– Я фанатично любил спорт, был страстным болельщиком, во время службы в армии даже довелось сыграть на первенстве Украины за «Спартак» (Белая Церковь). Работать в спортивной редакции было моей мечтой, но пришлось бы бросить учебу, ведь тогдашнее спортивное телевидение – это работа день и ночь. Зато, получив диплом, сразу пришел в спорт, прекрасный человек и режиссер Николай Николаевич Аристов взял меня ассистентом. Первое время я больше занимался тематическими передачами, к прямым трансляциям он меня допустил не сразу, но, сидя рядом с ним, я не просто учился азам мастерства, а пытался выработать собственное видение, хотя возможности режиссерской фантазии тогда были ограничены всего лишь четырьмя камерами. Именно в ту пору появилась идея поставить одну камеру за воротами и показывать футбольные пенальти, так сказать, крупным планом. Кстати, впоследствии это, на мой взгляд, помогло отменить одно ошибочное решение, принятое футбольным руководством по указанию сверху.[b]– Ты имеешь в виду тот год, когда победитель матча в обязательном порядке определялся с помощью пенальти?[/b]– Конечно, все люди, мало-мальски понимающие в футболе, были против, и в первую очередь сами футболисты.Относились они к этому новшеству, мягко говоря, иронически, а иногда просто превращали послематчевые пенальти в фарс. Вот наша камера все это откровенно и показала – и как вратарь в недоумении обиженно разводит руками: мол, что же ты делаешь, договорились ведь, и как игрок команды соперника всем своим видом извиняется, а другой с откровенной ухмылкой бьет мимо.[b]– Ты показал, а я соответствующим образом прокомментировал…[/b]– В итоге обоим нам намекнули, что пора собирать вещички и на телевидении нам больше не работать. Если бы не статья, появившаяся на следующий день в «Правде» (а точка зрения центральной партийной газеты тогда была неоспорима), мы сейчас делились бы совсем другими воспоминаниями.[b]– Но на самом деле мне, как и тебе, невозможно представить свою жизнь вне телевидения.[/b]– Почти все наше поколение телевизионщиков – это романтики, которым было плевать на гонорары, популярность и прочее, мы просто вкалывали и получали удовольствие от хорошо сделанной работы. Я ведь детдомовский, мне нелегко пришлось пробиваться в жизни, все своим трудом, блата – никакого, денег – тоже, да и не имели они такого значения – место в эфире купить было нельзя.[b]– Я до сих пор помню твои трансляции с соревнований по такому статичному, маловыразительному, с точки зрения телевизионного показа, виду спорта, как штанга. Тогда в эфире царили два Яна – режиссер Садеков и комментатор Спарре.[/b]– Спарре был удивительный человек, фанат штанги, хотя блестяще комментировал и другие виды спорта. Может быть, его азарт передался и мне, захотелось не просто показать: подошел–взял–поднял. Мы поставили камеру за кулисами, чтобы зритель видел, как спортсмены готовятся к выходу на помост, наблюдают за соперником, реагируют на то, какой ему ставят вес… Я помню чемпионат мира 1974 года, последний подход Давида Ригерта, секунды бегут, напряжение страшное – а он замер, приложил палец к губам и поднял! Что тут было! На трибуне сидела его жена – она закрыла глаза. Это лицо и палец у губ за секунду до славы – таким кадрам могли бы позавидовать кинорежиссеры.[b]– Я думаю, во многом благодаря высококлассной работе режиссеров спорт был в те годы невероятно популярен в нашей стране.[/b]– Согласен, но я против того, чтобы спорт отождествляли с политикой. Интерес к хоккею, например, в 70-е годы был невероятным, достижения – блестящими, но на отношение к этому виду спорта влияло то, что Л. И. Брежнев был страстным его поклонником. Поэтому каждая игра нашей сборной, особенно с канадцами, приобретала масштаб политической акции. А не дай бог, если в кадре мелькнет флаг «неугодного» в ту пору государства – Израиля, Южной Кореи или Тайваня, весь матч сидишь как на иголках. Если на матче присутствовал Брежнев, была установка: показывать его только в первом периоде, ибо генсек сильно нервничал, начинал беспрерывно курить, лицо его багровело – в таком виде лидера страны не следовало демонстрировать советским зрителям. Нельзя было показывать драки между хоккеистами, особенно между нашими и чехами в конце 60-х годов, вскоре после чехословацких событий. Но что это за хоккейный матч без силового единоборства! Один раз, когда Васильев долго бил канадца Хендерсона у борта, я не выдержал и дал поясной план – голова Хендерсона моталась, как груша! Но все сошло с рук, потому что наши победили.[b]– Пришли новые времена. На Первом канале очень мало спорта.[/b]– Это больная тема. На всех центральных каналах спорта почти нет. Разве что ночной бокс из Лас-Вегаса.[b]– Может быть, это одна из причин того, что у вас с режиссером Паниной нет учеников?[/b]– Многие из тех, кто был у меня ассистентом, сейчас работают на других каналах – Гришин, Зеленов, Меркулова. Но вообще специальной подготовки телевизионных режиссеров, особенно спортивных, нет.[b]– Я знаю, что сам ты футбольный болельщик. Но почему именно «Торпедо»?[/b]– В студенческие годы я руководил Театром миниатюр во Дворце культуры автозаводцев, к тому же на ЗИЛе работали мои тесть, теща, шурин, но болеть за «Торпедо» я начал совсем пацаном, в первые послевоенные годы. Помню, играли на Кубок «Спартак» и «Торпедо», мы в детдоме слушали трансляцию по радио и все, буквально все, болели за «Спартак», а я решил, что это несправедливо, и решил болеть за «Торпедо». С тех пор это моя команда.[b]– Для меня «Торпедо» 1960 года, когда они выиграли Кубок и чемпионат страны, – лучшая команда в нашей стране, которую я видел за всю свою жизнь. А как ты относишься к перемене названия на новое, «Москва»?[/b]– С сожалением, даже с горечью. Для меня понятия «Торпедо» и ЗИЛ неразделимы. Но команде все равно буду верен.[b]– А что, кроме телевидения есть в твоей жизни? Книги, музыка?[/b]– Люблю Гершвина. Читаю историческую литературу. Современных авторов не воспринимаю – скучно…[b]– А театр? Телевизионная режиссура сродни театральной?[/b]– Нет, она, скорее, ближе к кинематографу. Но режиссер телевидения обладает уникальной возможностью – возможностью живого монтажа. Это то, что я люблю больше всего – работа в прямом эфире, тебе подвластны несколько камер, и ты, как кукловод, дергающий за нити, не имеешь права ошибиться… Как-то довелось транслировать скучнейший футбольный матч, вялые игроки буквально ползали по полю, мы сами чуть не засыпали перед мониторами – и вдруг на перекладину ворот село десяток воробьев.Я стал их показывать. Воробьи сидели спокойно – атак на ворота не было, их никто не беспокоил. Именно эти воробьи помогли точно передать характер матча, в котором ворота превратились в «край непуганых птиц». Мне потом рассказывали, что зрители у экранов буквально рыдали от смеха. А например, во время одной трансляции оператор подсмотрел целующуюся парочку на верхнем ряду трибун – и я ее дал в эфир, хотя, как ты помнишь, тогда в СССР секса у нас не было.[b]– Ведь это ты придумал начинать трансляции со стадиона «Динамо» с показа Ленинградского проспекта, хотя в первый раз чуть не довел до инфаркта отдел выпуска: они ждали футбола, а тут на экране станция метро, люди, спешащие на стадион… Я, кстати, вел тот репортаж.[/b]– И добавил лирики: заговорил о запахе свежескошенной травы.[b]– Одним словом, мы тогда «не вписались в формат». А как ты попытался совместить луну с мячом…[/b]– Я держал луну крупным планом, а потом плавно перешел на мяч – и тут началась игра.[b]– Какие виды спорта наиболее сложны для показа?[/b]– Для меня – легкая атлетика и гимнастика, где соревнования проходят одновременно на нескольких площадках, в разных секторах стадиона.[b]– Наверняка за твою долгую телевизионную жизнь происходило немало интересного, смешного, курьезного?[/b]– Достаточно вспомнить хотя бы тот эпизод, когда я по твоей милости сидел полуголый в аппаратной…[b]– Это была жертва во имя общего дела. В те времена нельзя было выходить в эфир «без галстука». Я пришел на работу в куртке, поскольку, естественно, появляться на экране не собирался. Но возникли непредвиденные обстоятельства: матч надолго задерживался, нужно было выйти в эфир, дать разъяснения зрителям – и вот тогда пришлось собирать мне одежку «с миру по нитке»: с диктора сняли пиджак, а ты мужественно снял с себя рубашку и галстук.[/b]– Мы с тобой были свидетелями еще одной поистине трагикомической ситуации, произошедшей с Николаем Озеровым. В те годы хоккейные репортажи велись прямо с трибун, комментатор располагался у самого бортика, рядом ставили монитор, в руки микрофон – и давай! Однажды игроки, завязав силовую борьбу, врезали Николаю Николаевичу клюшкой прямо по лбу. Кровь залила лицо, Озеров упал. И все это на глазах у 15 тысяч зрителей! Озерова увели, все волновались: что с ним, как? Но после перерыва дядя Коля опять был на месте с пиратской повязкой на глазу и фирменным: «Мы продолжаем наш репортаж…» А сам все посматривал на правительственную ложу. Я после матча ему сказал: «Николай Николаевич, наверняка вам теперь дадут Героя».[b]– Кстати, после этого случая Владимир Писаревский решил вести репортаж в шлеме, который оказался на два размера больше и все время сползал ему на глаза.[/b]– Помню, кто-то из хоккеистов подъехал и шутя ударил ему по шлему клюшкой. Вспоминать истории можно бесконечно. Прямой эфир – это сплошные неожиданности. Сколько раз с одним только светом возникали проблемы! Помню, «Спартак» играл с «Торпедо», счет 3:3, и вдруг на восточной трибуне гаснет свет. И как раз в этот момент Кечинов забивает гол! Хорошо, его с нижней камеры удалось показать. Но сколько нервов! Впрочем, напряжение всегда страшное, но такое удовольствие получаешь, когда приносишь людям радость… Поэтому можно сказать: жизнь мы прожили не зря.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]Садеков Январь Юсипович. Режиссер спортивной редакции Первого канала. На телевидении – 38 лет. Работал на чемпионатах мира, Московской Олимпиаде, Играх доброй воли и многих других международных состязаниях. Провел тысячи трансляций с внутрисоюзных и российских соревнований. Лауреат приза РФС имени Николая Озерова.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.