Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

ЕЛЕНА КАМБУРОВА: Я ТАКОЙ ПОСТОЯННЫЙ АНДЕГРАУНД

Развлечения
ЕЛЕНА КАМБУРОВА: Я ТАКОЙ ПОСТОЯННЫЙ АНДЕГРАУНД

[i][b]Голос народной артистки России Елены Камбуровой невозможно спутать ни с каким другим. Огромный репертуар соткан из лучших имен русской и зарубежной поэзии – это то, что французы называют емким словом «шансон» – жанр поэтической песни. Не так давно Камбурова обрела то, к чему стремилась всю жизнь – свой театр музыки и поэзии. В небольшом здании на Пироговке она собирает cегодня друзей и единомышленников. В театре уже сыграны две премьеры– спектакли «Грезы» по песням Шуберта и Шумана и «Капли датского короля» по песням Булата Окуджавы.[/i]– Елена Антоновна, вы человек счастливый, или драматизм судьбы перевешивает?[/b]– В моей жизни бывают счастливые моменты. Но выходы на сцену – очень серьезная часть моей жизни, если не сказать большего. И на сцене у меня бывает много сложных и драматических моментов.[b]– Я побывал на двух спектаклях вашего театра. Вам удается выдерживать ту же эмоциональную атмосферу, к которой я привык на ваших концертах. Как вы находите единомышленников?[/b]– Это действительно очень непросто. Сегодня на дворе время, которое не способствует появлению родственных душ. Они остались либо в моем поколении, либо в поколении чуть моложе меня. Сегодня многих молодых людей, пытающихся петь, даже трудно представить себе в роли исполнителей, скажем, песен Окуджавы. Они просто безнадежно заражены попсовой интонацией, которую уже ничем не вытравишь. Это такой штамп, который безостановочно тиражируется нашим радио и телевидением. Никогда еще так сильно порнографическое начало, элементарная пошлость и подмена героев не имели такого сильного влияние на общество и на искусство в частности.[b]– Ваш театр – это вызов нашему времени?[/b]– Это оплот сопротивления, он должен быть заповедником. Мы ощущаем себя здесь дежурными по поэзии. Я себя сама давно уже назначила таким дежурным. Для некоторых моих молодых артистов это было первое знакомство с песнями Окуджавы. И я очень рада, что они смогли почувствовать материал, войти в него. А Ульяна Ангелевская и Юрий Цендровский пели песни Булата и раньше. Спектакль уже готов, но я постоянно что-то дополняю, вношу изменения. Но никто из них не считается со временем, если речь идет о дополнительных репетициях.[b]– В самом начале вашего пути вас обвиняли в какой-то уж слишком своей интонации, которая выбивалась из общего ряда…Что помогло вам сохранить ее, выстоять? Ведь фактически вы одна противостояли мощной непробиваемой стене.[/b]– Мои зрители! С самого начала это была студенческая аудитория, мои ровесники. Им не надо было объяснять, почему я пою эти песни. Насколько же изменились времена! Если мне сегодня предложат выступить перед студенческой аудиторией, я скорее всего откажусь. У меня был удивительный случай в Белгородском университете. Там все оборудовано по последнему слову техники: все шикарно, коридоры чистейшие, мрамор, зимний сад, красота неописуемая – будто ты где-то во Франции, в Париже. Но ректор меня сразу предупредил: «Один из двух концертов будет для вас тяжелым!». И действительно, концерт для педагогов, для публики из города прошел нормально. А вот второй…. Я не оратор и не мастер говорить речи, но я тогда перед вторым отделением все-таки высказала этим мальчикам и девочкам все, что думаю и о нашем времени, и о стихах, и о песне. Зал преобразился – и это было чудо. Дело даже не во мне и не в моих песнях.Но ведь вы подумайте: во все времена, во все века само понятие «университет» воспринималось как нечто высокое, передовое, как сообщество самых мыслящих, самых понимающих… И вдруг ты видишь, что это «самое-самое» сегодня на уровне ПТУ! Ничего не имею против этой ступени образования, но многие так и остаются на ней, не подозревая, как может преобразить всю их жизнь слово прочитанное, спетое – слово живое! И это при том, что в моем репертуаре архисложных вещей нет. Вот в чем вся и трагедия. Я понимаю, если бы я пела какие-то огромные циклы на стихи Мандельштама, Петрарки... А так… Это же очень демократичный язык, где все ясно и понятно. Как бы мне хотелось, чтобы, подобно этому залу, можно было преобразить все, начиная с детского сада![b]– Вы постоянно не совпадали со временем. Только-только оно наступало для вас, и – то «оттепель» закончилась, то постперестроечной свободой воспользовались другие…[/b]– Я получаюсь такой постоянный андеграунд. Больно не за себя лично, но вот уж действительно за державу обидно. Мои песни можно было бы потрясающе снимать, а время уходит и уходит... На моем примере можно было проследить целый телевизионный пласт жизни песни. Придет время, когда спохватятся – но снимать будет уже некого. Естественно, нас сменят другие поколения, но в моем лице все будет утеряно. Я очень много езжу сегодня и слышу тысячи вопросов: почему вас нет сегодня на ТВ? И я не знаю, что ответить…[b]– Бывает, что вы переживаете: такие любимые стихи, а музыка на них не написана?[/b]– Есть стихи, о которых думаешь, что, может, и не нужна им музыка вовсе. Все-таки я должна ориентироваться на общую аудиторию, которая многие строки моих песен слышит впервые – ведь я стараюсь выбирать стихи, которые не на слуху. Нужно думать обо всех зрителях, а не только о самых просвещенных. Иначе мне пришлось бы выступать только в салонах. В этом смысле для меня очень ценно мнение Жака Бреля, который делил поэзию на песенную и просто стихи. (Не на эстрадную, это я опускаю.) Есть поэзия, но именно песенная. И есть счастливые соединения, когда берутся стихи, о которых поэт и не думал, что они когда-нибудь станут песней.[b]– Сегодня вы очень много записываетесь. Вы перестали бояться студии?[/b]– Честно сказать, я до сих пор боюсь студии, до сих пор не могу найти место, где мне было бы по-настоящему комфортно работать. Так, как бывает на моих лучших концертах – когда хороший, качественный звук, приятная общая атмосфера. Когда я чувствую за спиной крылья. Так еще ни разу не было в Москве, но один раз было в Германии. То есть я понимаю, что так все-таки может быть…[b]– Путешествуя, часто находите новые песни?[/b]– Нет, это редчайшие исключения. Но приходится отслушивать огромное количество материала. И это хорошо, что сейчас многие пишут. Бывает, на гастролях приносят песню в твердой уверенности, что это именно для меня. «Мы вас, только вас видим исполнительницей!» На что я отвечаю: «Значит, вы меня еще недостаточно хорошо знаете»…[b]– А если на минуту забыть об этом, то просто вы, Елена Камбурова, часто находите утешение в собственных песнях?[/b]– Все они – это мое утешение. Особенно я это поняла во время какого-то очень длительного, темного периода в моей жизни. Я цеплялась за них, как тонущий за соломинку. Это была фантастика! Выход с песнями к зрителю буквально спасал меня. Спасает до сих пор и, я надеюсь, будет спасать еще не раз. Я отношусь к ним, как к живым существам. В них так много нужного мне самой, того, что уже вошло в меня, в мою кровь и в мою жизнь, что без них мое существование просто немыслимо. И еще: меня не перестают восхищать мои зрители. Они есть везде, куда бы я ни приезжала. Потрясают родители, которые не мимикрируют под сегодняшнее время, не заигрывают с ним, а делают все возможное, чтобы отвести своих детей и внуков от его влияния. Я разрешаю приходить к нам с детьми 4–5 лет. Вот недавно в Киеве на первом ряду я видела бабушку с внучкой на руках. Поэтому нижайший поклон всем моим зрителям. Да ведь и многие мои друзья – буквально выходцы из моего зрительного зала.[b]– Вы говорите, что страшно не само одиночество, а как человек ощущает себя в нем…[/b]– Многие одинокие люди похожи на загнанных зверей, которые трусят оглянуться назад. А если бы они оглянулись – увидели бы очень интересную картину, картину совершенно другой своей жизни. Ведь все нам дается неспроста, но мало кому открывается смысл одиночества. Все склонны видеть в нем только отрицательную сторону своей жизни. И я прекрасно понимаю, что женщине особенно трудно отъединиться от стадного понимания своей роли в жизни. Не каждая готова к тому, что рядом нет кого-то сильнее, человека, способного носить ее на руках… А вот я знаю женщин, у которых большой жизненный опыт, и мужья были, и дети есть, и все это ушло, и сегодня они счастливы в своем одиночестве. Им даже трудно представить себе, что кто-то войдет в их мир, где они царствуют одни. Хотя это тоже большая редкость.[b]– А вы готовы ответить на вопрос: что же это за таинственный инструмент такой, человеческий голос?[/b]– Я всегда считала голос отдельным живым существом, и человеческое тело – лишь сосудом для него. А недавно мне показалось, что голос – нечто сродни деревьям, цветам, природе. Голос – это то, что Господь преподнес людям в качестве подарка. Люди в ответе за свои голоса, хотя они и не вполне им принадлежат. Нам не принадлежит, в том числе, и наш голос. Когда я слушаю Шаляпина, я думаю: разве это не был величайший дар Бога всем нам?

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.