В Японии обнаружена самая древняя маска в истории страны
При раскопках кургана Дайфуку в японской префектуре Нара была обнаружена половина деревянной маски, которая, по оценкам археологов, принадлежит ко второй половине II века. До сих пор самой древней считалась маска первой половины III века, обнаруженная в 2008 году при раскопках кургана Макифуку в том же районе.
Маска почти плоская, с прорезями для глаз и вырезанными отверстиями для шнурков. Специалисты считают, что она могла использоваться во время ритуальных представлений и обрядов, связанных с севом и уборкой урожая, сообщает РИА Новости.
ЗНАЧЕНИЕ МАСКИ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА
Маска - неотъемлемая часть священных ритуалов. Она имела магическое предназначение. Жрец, священник или иной участник ритуала, надевая маску, сам превращался в того, кого она представляла. Слово "маска" происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского máscara. Вполне возможно, что те в свою очередь берут начало из латинского mascus, masca - что означает "призрак", и арабского maskharah - "шут", "человек на маскараде".
В древние времена считалось, что маска помогает шаману в далеких путешествиях в иные реальности, способствует его вхождению в измененное состояние сознания, или транс. Маска нужна была практически в любом ритуале (в некоторых культурах роль маски играла раскраска лица или татуировки) - от инициации юношей (вхождение их во взрослую жизнь), до сельскохозяйственных календарных праздников для увеличения урожая и удачи на охоте.
Кстати, теме масок посвящено несметное количество литературы. Среди классических трудов наиболее известна работа Клода Леви-Стросса "Путь масок". В 1994 году по мотивам комиксов был снят фильм "Маска" с Джимом Керри в главной (и самой его звездной) роли. Магическая сила и мощь маски проявилась, когда главный герой случайно обнаружил ритуальную маску некого божества "Локи", отдаленно напоминающего трикстера Локи (обманщик, двойственная фигура, имеющая как "добрые", так и "злые" черты, одновременно герой и злодей) из германо-скандинавской мифологии.
КСТАТИ
В день 866-летия со дня первого летописного упоминания о Москве в нашем городе была открыта экспозиция археологических артефактов ХI-ХII веков. Находки были обнаружены городской археологической службой в историческом центре Москвы. Среди уникальных экспонатов - ювелирные украшения славян-вятичей, стеклянные браслеты первых московских горожанок, берестяные грамоты и изделия первых московских гончаров.
Раскопки ведутся в Москве около двухсот лет. В реальности возраст Москвы может быть превышать тысячу лет. В пользу этой гипотезы свидетельствуют археологические находки в Зарядье, относящиеся к ХII веку. Более того, в историческом центре города найдена коллекция монет, часть которых относится к эпохе Римской империи.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Народы, населяющие Россию, в качестве священных предметов чаще использовали не маски для лица, а различные языческие фигуры богов (древние болваны, степные бабы). К примеру, на Урале есть таинственное место - хребет Мань-Пупу-нер. Его называют горой Малых Богов. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая - льва, третья - умудренного старца с поднятой рукой. Одна из легенд народа манси гласит, что некогда семь великанов-самоедов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.
По другой легенде это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера - Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.
В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В ней говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского, который сеял в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе. Предания о ней появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХП веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.
Откуда же появилось у манси такое странное божество? Предполагается, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и "христианского" происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.
В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Охота за ней продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие - золото, третьи - кладезь инопланетной технологии.