ЧТО ЗНАЧИТ УЧИТЕЛЯ-ВЗЯТОЧНИКИ?
В стране масштабно реформируется образование, обсуждаются вопросы введения единого госэкзамена, и все это, конечно, волнует умы. Но у родителей и детей есть и частные проблемы, в масштабах страны почти незаметные, но в масштабах одной семьи глобальные. Наш корреспондент говорит о них с первым заместителем директора Департамента образования правительства Москвы Ларисой Курнешовой и ректором Московского института открытого образования Александром Семеновым. -В городе вводится четырехлетнее начальное образование для шестилеток. Многие родители в растерянности:что лучше - повременить или отдавать ребенка, которому скоро исполняется шесть, в школу с нового учебного года?Что вы посоветуете?Лариса КУРНЕШОВА:Сейчас мы в Москве полностью перешли на обучение в начальной школе по программе 1 - 4, то есть все первые классы будут учиться по четырехлетней программе. В первый класс мы берем детишек шестилетнего возраста. Если ребенка нет каких-то определенных трудностей в развитии, я рекомендую отдавать его в школу с шести лет. -В московских образовательных программах довольно много внимания уделяется талантливым детям - и наоборот, детям проблемным:инвалидам, с асоциальными наклонностями и т. п. Но в школе есть еще целая группа детей с разными, не столь очевидными трудностями - дислексией, дисграфией, дефицитом внимания и так далее. По некоторым оценкам, в классе таких детей может быть до 20 процентов. Школа к их потребностям не приспособлена, учиться им очень тяжело. Об этом кто-то думает, кроме их родителей?Лариса КУРНЕШОВА:Частично вы сами ответили на вопрос:об этом думают родители. Да, проблема есть. Недавно мы встречались с директором Центра патологии речи и нейрореабилитации Виктором Марковичем Шкловским и как раз обсуждали вопрос, как провести систему диагностики детей при выпуске из дошкольных образовательных учреждений для того, чтобы определить эти нарушения в развитии детей. Это дисграфия, это нарушения речи, это вопросы, связанные с заторможенностью . . . Сейчас мы проведем это исследование, оценим широту распространения проблемы. Когда ребенок приходит в первый класс, после первого полугодия обязательно должно проходить комплексное исследование первоклассников, чтобы определить специфику развития каждого ребенка и дать соответствующие рекомендации. У нас есть такой опыт - в основном на экспериментальных площадках, потому что массовой грамотной диагностики нас пока нет. Александр СЕМЕНОВ:И нет массового грамотного учителя. Лариса КУРНЕШОВА:Учителя не готовы к этому, нет психологов, которые могли бы охватить весь контингент начальной школы. Но мы этим занимаемся, мы об этом постоянно помним. Такими детьми занимаются в наших психолого-медико-социальных центрах, которые есть в каждом округе Москвы. Центры работают и с ребенком, и с родителями, и со школой, чтобы таким детям помогать. Главное - чтобы родитель пришел, грамотно поставил вопрос и добился получения помощи. Если родителям будут отказывать - обращайтесь к нам. -По сведениям, опубликованным на сайте единого госэкзамена, 14%школьников получили двойки по математике. Если больше чем каждый десятый школьник не усваивает один из основных предметов программы - не надо ли что-то менять в преподавании этого предмета?- Именно этим вопросом занимается сейчас Институт открытого образования, управляемый Александром Семеновым. Мы задаемся вопросом, как сделать стандарты по математике такими, чтобы они были усваиваемыми в общеобразовательных школах. Проблема завышения стандартов математического образования действительно существует. Не случайно стандарты по математике еще не приняты Министерством образования даже как проект - и над ними продолжают работать. -Учителя имеют право ставить двойки и на них не скупятся. Сейчас довольно часты случаи, когда ребенок несколько четвертей подряд получает двойки по одному, двум, трем предметам. Вот хоть по той же математике. В классе может быть несколько подобных двоечников . . . -С математикой, между прочим, так часто бывает в спецшколах с углубленным изучением иностранного языка. Там считают:наш предмет основной, а математикой пусть родители с детьми занимаются . . . Это связано и с перегруженностью. Но если такие случаи есть - надо разбираться с конкретной школой. -Вопрос скорее не о конкретных школах, а о судьбе такого хронического двоечника:ему-то что делать? Сменить класс? Сменить школу? В другую школу и в экстернат с двойками не берут. Что делать родителям, как решать проблему?-Этим обязательно должна заниматься школа. Одна из проблем, отраженных в программе «Столичное образование», - это проблема успешности ребенка. Детям, которые постоянно не успевают по одному или нескольким предметам, школа обязана обеспечить индивидуальные занятия. Причем с четким «диагнозом» :отк да появилась эта неуспешность. Многие дети не успевают потому, что часто болеют, пропускают, а если индивидуальные занятия не организуются, пробелы накапливаются. Есть проблемы, связанные с усвоением материала:ребенок не успевает за тем темпом, который задается в классе. Он бы успел, если бы учитель задал ему другой темп. И такую возможность учитель должен обеспечить ему во внеурочное время. Александр СЕМЕНОВ:Не исключено, что и школы полного дня дадут существенный прогресс. Родитель имеет право требовать от школы индивидуальных занятий. -А если преподаватель готов заниматься индивидуально «только за деньги» ?-Тогда надо писать заявление директору и требовать, чтобы это было бесплатно. Для этого и существует школьный родительский комитет, для этого заложены определенные финансовые возможности, и в первую очередь эти возможности должны быть направлены на организацию индивидуальных учебных занятий. -А есть в Москве примеры успешной борьбы с учителями-взяточниками?Лариса КУРНЕШОВА:Ну нет, я не знаю таких примеров . . . что значит успешной борьбы?Что значит учителявзяточники?Школе разрешено оказывать платные образовательные услуги. Участвовать в оказании платных дополнительных услуг - это право школы, право преподавателя, это закон, что вы имеете в виду?-Довольно часто приходится слышать замечательные истории: учитель сам назначает оплату, занимается с учеником, пользы от этих занятий по-прежнему никакой, знаний нет, зато есть тройка . . . Лариса КУРНЕШОВА:Я курирую вопросы нарушения прав ребенка на получение образования, но я не помню ни одной жалобы такого характера - учитель заставляет оплачивать индивидуальные занятия, а результатов нет. Типичные жалобы родителей на необоснованный сбор денег:на экскурсии, на ремонт классов, на шторы, на охрану - таких много. Но чтобы заставляли платить деньги за тройк ни одной такой жалобы не помню. Или это сарафанное радио . . . -. . . или просто родители не идут жаловаться . . . Александр СЕМЕНОВ:Здесь все сложно. Что учителям часто дарят подарки, в том числе дорогие, - это всем известно. Что родители пытаются так повлиять на учителя - тоже факт. То, что иной раз после такого подарка к детям мог т более внимательно отнестись, - тоже факт. Это человеческие вещи, но такой системы, как торговля отметками, все-таки не существует. Лариса КУРНЕШОВА:С родителями у нас две большие проблемы. Первая - родители не умеют защитить права ребенка и не понимают, что них есть на это право. А вторая беда родителей - они неадекватно оценивают свою роль в воспитании ребенка. И роль самого ребенка тоже. Они пытаются переложить всю ответственность за воспитание ребенка на школу. Родитель полагает, что он работает, занят очень важными делами - и у него есть полное право ребенком не заниматься. Это у нас есть.