Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

Общество
ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

[i]Возраст и опыт – не в счет. Важно, каков ты сегодня, сейчас. Над тобой, как Дамоклов меч, постоянный риск быть списанным – по разным параметрам. Под этим ходят все. Списанные с неба – самые грустные люди на земле… [/i][b]…Мы летели в Париж[/b] Рейсом «Аэрофлота». На борту – 188 пассажиров. Плюс экипаж. Я в кресле второго пилота. Штурвал на себя – самолет вверх, от себя – вниз. Правая педаль – поворот вправо, левая – влево… На панели – светящийся экранчик дисплея с осями координат и отметкой, которая не должна «выпрыгивать» за допустимые пределы. Любое отклонение опасно. Командир корабля – в кресле рядом. «Приготовились!» Задрожали руки. …Выруливаем на полосу. Вдали – мигающие огни аэропорта. В наушниках – команды на английском. Разрешают взлет. Разгон… С трудом удерживаю самолет на прямой – чтобы на бешеной скорости не выскочить с полосы. Запредельное напряжение. Так, штурвал на себя… Плавно… Отталкиваемся от земли. Уфф!. . Кр-р-расота! Летим!Огни аэропорта прощально мигают внизу. А передо мной – звездное небо! Большая Медведица приветливо черпает ковшом прямо по курсу. Убираем шасси. Можно расслабиться… …Заходили на посадку в аэропорту «Шарль де Голль». Самолет я сажала вручную. Не удержала глиссаду, то есть траекторию посадки: резко бросило о землю, потеряла шасси, соскочила с посадочной полосы. Чувствовала себя прескверно, хотя жертв не было. Мне говорили пешеходы «с ученым видом знатоков»: «Подумаешь – летчики! Да на автопилоте любой дурак взлетит и приземлится. А в полете они газеты читают и на стюардесс смотрят». Назову их поименно, никого не выделяя: летчики-инструкторы Павел Гончарук, Владимир Кветкин, командиры корабля Александр Спирин, Эдуард Пак, второй пилот – Вячеслав Гулько, бортинженер Степан Тымкив, штурман Василий Корягин и единственная в «Аэрофлоте» женщина-пилот Ольга Грачева. Все они – гордость «Аэрофлота». С огромным летным стажем в два десятка тысяч часов. Избороздили небо вдоль и поперек над всеми странами и континентами, летали в Африку и в Европу, в Северную Америку и Юго-Восточную Азию… Я благодарна им за терпеливость и понимание. Это они помогали мне вести самолет. [b]А теперь – правду [/b]В том, что сидела за штурвалом и что кабины пилотов были настоящими, – клянусь. Но «летала» я… на тренажерах. А пассажиры были гипотетическими. Все это – в Центре подготовки авиационного персонала «Аэрофлота». Кабина со строгим названием «комплексный тренажер» – действительно точная копия кабины настоящего лайнера: индикация приборов, радиосвязь с диспетчерской службой, видео- и аудиоэффекты, вибрация, тряска – полный набор летных ощущений. Ни у одной отечественной авиакомпании таких тренажеров нет. А летчику они нужны как воздух. Чтобы потом нас с вами безопасно по небу возить. Для земного человека здесь все необычно. И страшновато – тут все случается: отказ двигателя, системы навигации, водоснабжения, разгерметизация, пожар на борту с настоящим задымлением кабины… «Бортовой» компьютер моделирует любую нештатную или экстремальную ситуацию. «Взлететь» или «приземлиться» можно в любом аэропорту мира: ввел опцию в компьютер – и перед летчиками точная копия-картинка посадочной полосы и аэропортов Амстердама, НьюЙорка, Лондона, Токио, Коломбо. . . И огни не застывшие – живо подмигивают во весь горизонт. Все действующие летчики «Аэрофлота» должны «налетать» на тренажерах шестнадцать часов в год. Ну а если пересаживаешься на новый тип самолета или случился более чем месячный перерыв в полетах – и говорить не о чем: в небо – только через тренажеры. Чувство неуверенности в небесах опасно. [b]Рожденный ползать… [/b]Я спрашивала всех: «Почему пошли в летчики?» Они отшучивались: «В детстве спрыгнул с крыши – и мне понравилось». Но тут же: «Ну как вам объяснить? Ночь. Мир спит. А ты выруливаешь на полосу: она светится – красотища! Отрываешься от земли, будто врезаешься в масло – тишина и океан неба». Мне кажется, неправильно думать, что человек не летает потому, что у него нет крыльев. У нас нет крыльев потому, что мы не летаем. Восторг полета – как лакмусовая бумажка. Нет его – нет летчика. И никогда не будет. Кто-то приходит, учит инструкции, усваивает нечто моторное, механическое. И действительно может сесть и полететь. Но для неба этого мало. Образно говоря, без романтики летать можно. Но только низко, как пеликаны. Потом авиация тебя все равно где-то выкинет. Почти все, с кем я говорила, – или потомственные летчики, или имели кого-то из родственников с неба. Запах керосина, шум самолетов – для многих судьба со школьных лет. Они «больны» самолетами. И счастливо «болеют» всю жизнь. Они переживают, что сегодня количество авиапассажиров у нас, как ни странно, уменьшилось: «Раньше в небе было тесно. Взлетишь: от Москвы до Урала – сплошные самолеты. Когда входили в московскую зону, держали руку на кнопке, чтобы вклиниться в радиосвязь и доложить о готовности к посадке. Чуть ли не соревнование шло – кто первый успеет, ведь чтобы сесть, в очередь выстраивались. Сейчас ощущение в воздухе такое, как если бы вы уехали из центра Москвы куда-нибудь в Саранск или Урюпинск. Едете по улицам и не понимаете: дороги, светофоры есть, а машин – нет! Или как если бы вы выехали на Тверскую, а на ней всего две машины». В Шереметьево существовал когда-то элитный отряд центрального управления. Заоблачная мечта каждого летчика была туда попасть и летать за границу. Попадали единицы. В то время летчикам платили символически, но человек, который сюда попадал, видел весь мир. Сейчас потребность в летчиках упала до минимума. У летных училищ мизерные выпуски. Компаниям выгоднее взять подготовленного пилота, чем учить новичков. Да и никто раньше не думал в нашей совковой стране, где керосин был самый дешевый в мире, что жизнь превратится в коммерцию и за самолеты придется платить. [b]Что самое трудное в профессии?[/b]Не сговариваясь, пилоты ответили: «Самоограничение. Постоянно быть в форме, держаться «на гребне волны», чтобы не растерять, не привыкнуть, не загрубеть. Если с «гребня» соскочишь – волна накроет, назад дороги нет». Признаются: подготовка – это нудно. В том и искусство, чтобы не потерять ощущения новизны в привычном, даже в чтении толстенной книги под названием «Руководство по летной эксплуатации», даже в захлестывающем огромном вале бумаг – инструкций, сводок, анализа аварий, описаний новой техники… Плюс обучение нон-стоп – постоянное! Плюс английский. Плюс зачеты, тесты, проверки, экзамены. Без различия «погон» – командир ли ты корабля, второй пилот, пилот-инструктор, штурман, бортинженер… Требования одинаковы для всех. «Самолет, в отличие от людей, не распознает авторитетов». Плюс физическая кондиция – дважды в год медкомиссия: давление, зрение, слух, сердце. … А за час до вылета – строгая медицинская проверка. Требования жесткие. Нонсенс – не только ночь, проведенная в веселой компании перед утренним рейсом, но даже кружка пива под аппетитную воблу. Даже возраст, опыт – не в счет. Важно, каков ты сегодня, сейчас. Над тобой, как Дамоклов меч, постоянный риск быть списанным – по разным параметрам. Под этим ходят все. Списанные с неба – самые грустные люди на земле… [b]«Летающие» языки [/b]Международный язык для всех авиаполетов – английский, так называемый airspeaking. Кстати, затруднительный и непонятный даже для преподавателей вузов. Летные английские термины подобраны таким образом, чтобы не допустить неточные, двойные их смыслы или созвучия в произношении слов, имеющих разное значение. Например, у слова «ride» – куча значений: «плыть», «скользить», «нестись», «управлять», «угнетать», «болтанка», «тряска». А созвучное ему «right» в летной терминологии означает одно: движение вправо. Небрежно побаловаться фразеологией любят американцы, забавляются в эфире, кинув экипажу вопрос типа: «Как там у вас с болтанкой?» Созвучие сбивает с толку. В воздухе должно быть все четко и ясно. А если учесть, что небо бороздят японцы, китайцы, африканцы, корейцы, итальянцы, вьетнамцы и у всех свои особенности произношения, четкость английских команд имеет жизненно важный смысл. Говорят, что лучше немцев никто лучше связь не держит – те каждую английскую буковку выговаривают, облизывают окончания. С ними вести переговоры – одно удовольствие. [b]Чем летчики отличаются от «землян» [/b]Излучают они что-то настоящее, неподдельное – мужественность, надежность… У них хорошие лица, замечательные улыбки. В летной форме – глаз не оторвать: фуражки, кители, белоснежные рубашки. … Ну, женщины меня поймут. Ответственность их железна. Признались: перед полетом заводят два будильника – чтоб гарантия на двести процентов! Но: «Проснуться в три часа ночи без будильника?Легко! Ровно за несколько минут до того, как он прозвенит». Разумеется, их профессия становится характером. С женами бывают недоразумения: «Договорились: выезжаем из дома на работу в два часа. Два тридцать, два сорок… В три возникает вопрос: «Так к которому часу тебе на работу?» – «Да можно и к четырем». Для них это – нонсенс. В быту они так же педантичны. Инструкцию на новый купленный холодильник и телевизор, в отличие от нас, прочтут обязательно. Спрашиваю: «Что самое неприятное в вашей работе?» Чуть не хором отвечают: «Однообразие!» К примеру, полеты по одному и тому же маршруту: ну раз – в Дели, два – в Дели, пять раз – в Дели. Невыносимо! Как в соседний магазин ходить. «Однажды месяц летал по одной трассе. Я наконец понял знакомого водителя автобуса, когда тот мрачно шутил: «На пятом круге маршрута хочется задавить кого-нибудь для разнообразия». [b]Про пуговицу и Аллаха [/b]У них есть свои суеверия. Оторвалась перед полетом пуговица – прикрути хоть проволокой, но пришивать – ни в коем случае! Загадывать планы на «после полета» тоже нельзя. Пока не прилетели, не сели, не стоит говорить: «Вот сейчас прилетим и…» Что еще? Нельзя фотографироваться перед полетом. Говорят, что у летчиков из арабских стран есть присказка даже в полете: «Если угодно будет Аллаху». И они согласны: все во власти Провидения, или, если угодно, – Бога. Известный российский ученый генерал-майор запаса Владимир Пономаренко: «Мне понадобилось проработать 30 лет в авиации, испытать себя в аварийной ситуации, чтобы сейчас утверждать: летчики умеют принимать информацию от Вселенной. Они попадают в экстремальные ситуации, к которым не подготовлены, и вдруг на грани озарения появляется решение. Внутри какой-то голос говорит: делай вот так! Как это происходит, кто шепчет – наука этого объяснить не может. Но таких примеров сотни». Это «озарение» сложнее, чем условный рефлекс. Вообще в авиации есть правило: летчик всегда должен быть впереди самолета. А как же насчет «курорта» в полете со шторкой на окнах и чтением газет? Вопрос даже не возмущает летчиков – смешит: «Все это сказки. Примерно так же можно сказать о врачах: повесили на шею фонендоскопы и ходят в белых халатах». [b]Эпилог [/b]Спортсменам и артистам публика рукоплещет. Летчикам тоже – в международных рейсах после мягкой посадки. Но в кабине пилотов аплодисменты не слышны – им про них сообщают стюардессы. [b]НА ФОТО:[/b]Автор заметок – в кресле второго пилота

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.