Николай Досталь: «Елена Майорова - одна из лучших актрис своего поколения»
Елене Майоровой было грех жаловаться на жизнь. Она была талантлива и очень востребована. Красивую, чувственную и нежную актрису приглашали на главные роли в кино. Она много снималась, причем в картинах самых разных жанров: в трагикомедии Николая Досталя «Ожидаются похолодание и снег», лирической комедии Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие», социальной драме Павла Чухрая «Зина-Зинуля», философской драме Владимира Хотиненко «Макаров», мелодраме Бориса Яшина «Скорый поезд» и других. Она блистала на сцене МХАТа. За несколько лет до смерти Майорова, рассуждая о своей профессии в интервью журналу «Советский экран», сказала: «Я хочу гореть, как факел».
Первый брак Елены был неудачным. Да вообщем-то и выходила замуж она из-за прописки. Лена приехала покорять Москву из Южно–Сахалинска. Второй муж актрисы, сын генерала, художник Сергей Шерстюк. Их отношения были неодзначными по словам очевидцев. Но никто не мог представить какой страшный конец будет у Елены.
23 августа 1997 года Елена вышла покурить на лестничную площадку, неосторожное движение и ее платье вспыхнуло. Врачи оказались бессильны. Елене Майоровой было всего 39 лет.
Режиссеры, которые работали с Еленой Майоровой, делятся воспоминаниями об этой прекрасной актрисе.
Николай Досталь: «Елена Майорова была замечательным человеком и после съемок фильмов мы по-дружески с ней общались. Сначала я предложил ей эпизодическую роль в «Мелком бесе», она с удовольствием отозвалась и сыграла. Затем в фильме «Ожидаются похолодание и снег» по рассказу Владимира Солоухина она играла главную роль. Она великолепная актриса, одна из лучших актрис своего поколения на сцене и в кино. Самые хорошие воспоминания остались о ней, самые теплые и самые грустные».
Борис Яшин: «Дело в том, что еще до съемок «Скорого поезда», я читал другой сценарий под названием «Детям до 16», автором которого была актриса Катя Васильева. Сценарий мне понравился и Васильева пригласила меня во МХАТ на спектакль «Вагончик», сказала, что там играют молодые актрисы, и я смогу посмотреть и пригласить кого-либо на роли в фильм по этому сценарию. Это был довольно интересный спектакль, и мне понравилась одна молодая актриса, я спросил у Кати, кто она. Она ответила: «Майорова Лена». Лена играла так хорошо, так достоверно, что сразу врезалась мне в память. К сожалению, сценарий «Детям до 16» по разным причинам так и не пошел в работу. Когда я уже прочитал сценарий фильма «Скорый поезд», это было уже через год после того спектакля, я стал думать о том, что вижу исполнительницей главной героини Елену Майорову. Но я подумал, что первая мысль – не всегда верная. И решил, что буду пробовать других актрис, а потом, если никто не подойдет, тогда позову Майорову. Шли кинопробы, молодые актрисы мне не нравились. Уже был найден актер на роль сына главной героини и уже тогда я позвал Лену. Она удивилась, что так поздно я ее пригласил. Я ей тогда не признался, что все это время держал ее в уме. В процессе работы я убедился, что это стопроцентное попадание. Для Лены эта роль тоже была знаковой. Она получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале «Созвездие» в 1989 году. Я помню, когда в Доме кино мы отмечали кинопремию, ее покойный муж спросил Лену: «Ты согласна, что эта твоя лучшая работа?» Лена ответила: «Да, понимаю, что из того, что сделано мной, эта роль самая дорогая для меня».
Наталья Пьянкова: «Я увидела Лену в фильме «Парад планет» и меня поразили ее глаза, такие огромные, казалось, они не помещаются на лице и необыкновенного цвета. Просто синющие. Я сразу запомнила ее фамилию Майорова. И так получилось, что свою последнюю роль она сыграла в моем фильме «Странное время». Денег не было. Лена согласилась играть бесплатно, хотя она была звездой. Но она абсолютно сахалинская девочка, в этом была ее ценность. Такой она и осталась. «Странное время» - это была притча о любви. Мне тогда говорили: «Ты Лену не раскроешь, ты к ней не подберешься». Она пришла на съемочную площадку, где увидела обнаженного Олега Василькова, который бегал от костра к камере. Она сначала поразилась, но потом ее увлекла роль. Она была открытым человеком, любознательным, дружелюбным, общительным. Потом ее муж говорил про мое кино, которое якобы ее сгубило. Да, на площадке у нее разгорелся роман с Олегом Васильковым. Но никто ей ничего не делал плохого. Она была очень ранимой. Когда фильм был снят, актеры чувствуют себя опустошенными. Наверное, так было и с Леной. Плюс еще сложные отношения с мужем. Она была космической женщиной, которая ожидает любви и чуда.
В день ее гибели мне позвонила Лена Маковецкая. Я тогда собиралась с фильмом на фестиваль в Питер. А Маковецкая мне сказала: «Лена Майорова заживо сгорела». У меня это в голове не укладывалось. Прошло 15 лет, но я помню этот момент как сейчас. Потом мы создали картину памяти под названием «Рассекая время». Ей очень нравилась картина «Рассекая волны», вот по аналогии мы и назвали.»