Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Алексей Балабанов: Мои фильмы про убийства очень нравятся священникам

Сюжет: 

Венецианский кинофестиваль-2012
Развлечения
Алексей Балабанов: Мои фильмы про убийства очень нравятся священникам
Режиссер признался, что он счастливый человек. / Фото: kinopoisk.ru

Эта road-movie по-балабановски «Я тоже хочу», показанная в последние дни 69-го МКФ в Венеции, стала одним из главных событий конкурсной программы «Горизонты». Фильм о том, насколько тотально несчастливы наши соотечественники (в представлении автора). Его герои в бандитском джипе пускаются в путь по ухабам родины за призраком счастья, которое выдается в некой Колокольне в зоне, пораженной радиацией где-то в между Питером и Угличем. Их не пугает перспектива, что в райские кущи берут не всех, а самых достойных. Балабанов снял фильм глубоко личный, настоящую метафору.

На беседу с корреспондентом «Вечерки» в бар «Ягуар» отеля «Эксельсиор» Балабанов пришел в своей фирменной тельняшке и бесйсболке. Именно такой любимый имидж режиссера, который он не меняет уже много лет – как и лапидарный стиль ответов, которым он славится.

- Алексей, как все начиналось?

- С оператором Сашей Симоновым мы приехали в Тверскую область, увидели разрушенную колокольню и придумали эту историю.

- Каких все-таки людей отбирает эта «фабрика счастья»?

- Порядочных и страдающих.

- Вы сняли черную комедию? Многие иностранцы именно так восприняли вашу работу…

- Сколько людей – столько и мнений. Для меня там иронии нет. Это трагическая картина о единстве людей в порыве к счастью. Но разные люди воспринимают фильм по-разному. И мне это в принципе безразлично.

- Но вы-то сняли трагедию, а люди в зале смеялись…

- Я черный юмор в работу не закладывал. Ничего такого.

- И мистику тоже?

- Я мистическим этот фильм никогда не называл. Это придумали журналисты.

- А как бы вы сами определили жанр картины?

- Я придумал жанр – «фантастический реализм». Потому что там все настоящее  - от начала до конца.

- И актеры тоже? У вас ведь снимаются часто непрофессионалы?

- Это зависит от проекта. В некоторых даже в маленьких эпизодах играют артисты. В данном случае у меня в картине нет ни одного профессионала. Все играют сами себя. Все было настоящее. Артистов нет ни одного. Все играют себя.

- А кто они по профессии, ваши герои? Неужели реальные бандиты и проститутки?

 - Они служили в армии, в Афганистане. А люди, вернувшиеся оттуда, как герой Сергея Бодрова в фильме «Брат», ничего не умели другого, как стрелять. После армии они стали бандитами. А теперь они уже банкиры. И я был бандитом.

- В каком смысле?

- В простом. В городе Свердловске. Я и музыкантом был, у меня и группа своя была. Я имею в виду – кем я только не был: и алкоголиком, и бандитом, и на драки ходил - у меня два зуба выбито. У меня яркая молодость была. А потом поступил в институт и стал другим человеком.

- В картине звучат странные песни. В титрах не было перевода слов. Иностранцы  подумали, что сюжет следует за музыкой…

- Вообще музыка в моих фильмах очень важна. В каждом фильме я использую музыку разных музыкантов – вот здесь только Леонид Федоров, группа «Аукцион». Я его знаю давно – это мой друг. Вся музыка в картине – его. Но слова песни не имеют к фильму никакого отношения. Потому и не переводились. Это принципиальный момент. Это эмоция… Если бы слова песен шли в титрах – вы бы их читали и не успевали следить за изображением.

- Где снималась картина?

- В Тверской и Вологодской областях. Россия - самое большое государство в мире и она очень разная. Петербург построил Петр с помощью европейских архитекторов. А например, Иркутск построен русскими архитекторам. Это - Сибирь. Норильск построен советскими архитекторами.

- Литература как-то повлияла на проект? Может быть, сюжет попался вам в газетных заметках, что сейчас часто встречается?

- На эту картину конкретно литература не повлияла никак. Это оригинальный сценарий, который я написал сам. А раньше - да, я снимал экранизации - по сценариям Кафки, Беккета, Булгакова, других писателей.

- У иностранцев может создаться негативный образ России – мрачной территории, где живут маргиналы, пьют водку из горла и стреляют во все, что движется. Вас это не волнует?

- Это предвзятое мнение. Давайте спросим, сколько стреляют в Америке. Вот Брэд Питт будет скоро киллера играть. В американских боевиках стреляют куда активнее. Да и пьют в Америке не меньше, а то и больше.

- Ваш герой, Саня-бандит в одном из монологов признается, что живет полной жизнью: убил сегодня четверых, пошел в церковь, покаялся, причастился, потом в бане помылся. Это что, наезд на церковь? У вас к ней свои счеты?

- Я человек православный. Я хожу в  церковь. И я знаю что большинство бандитов, которые убивают людей, они тоже ходят в церковь и причащаются. Кстати, и я сам, и фильмы про убийц и про убийства очень нравятся священникам. Они мои друзья. Вот, к примеру, отец Рафаил на своих проповедях в городе  Великий Устюг читал мой сценарий прихожанам. Он - бывший московский художник Сергей Симаков. Построил там две церкви. Одну, правда, ему бандиты построили, а другую он сам восстановил.

- Церковь в России возрождается?

- Да. Строятся новые, восстанавливаются старые храмы и монастыри. Многие светские люди уходят в  церковь, становятся священниками… Я считаю, это и есть возрождение веры. Главное - разрушение  остановилось.

- А в скандале с Pussy Riot вы были на чьей стороне?

- Я ничего про это не знаю. Я не читаю газет и не интересуюсь политикой…

- Даже если это касается церкви?

- Да какая разница Я хожу в церковь молюсь Господу. Церковь - это люди. А Бог – это Бог.

- Почему вы не читаете газет?

- Мне не интересно.

- А творчество ваших российских коллег вам интересно?

- Понимаете, за рубежом популярны одни имена, в России – совсем другие. Звягинцев, например, который популярен в Европе, я его терпеть не могу, он скучен для меня ужасно. А Волошин мне очень нравится. Он мой товарищ.

- А еще, наверное, ваш продюсер Сергей Сельянов. У вас с ним такое многолетнее сотрудничество…

- Сельянов мой друг. Мы вместе учились и поэтому он мне очень помогает. Он привел меня в большое кино. У меня ведь было образование сценариста документального кино. Я снимал любительские фильмы. Он меня показал Герману-старшему, меня запустили со «Счастливыми днями» и я сразу же поехал в Канны – «Счастливые дни».

- В фильме вы сыграли себя и даже умерли в кадре – Колокольня вас отвергла. Значит, надежды нет?

- Мы все умрем. Вопрос – как и когда. Но это кино. Я играю себя. Я мог умереть и не в кино, а в жизни. И раньше. Много моих друзей уже умерло много лет назад – кто-то раком заболел, кто-то в аварию попал….

- Счастье лично для вас - это…

- Да нет у меня готовой формулы счастья. У каждого своя. Но я счастливый человек. У меня семья: жена, двое детей. Я живу, работаю. Вот мое счастье.

- Ради чего снимаете свое кино?

- А я больше ничего не умею.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.