В РОССИИ - 600, В МОСКВЕ - 1800
[i]Сегодня многие москвичи станут богаче. Пусть ненамного, зато на официально-государственной основе. С 1 октября вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда». Отныне российская «минималка» составляет не 450, как раньше, а 600 рублей. Однако эта сумма — не про Москву. [/i]Столица живет в другой финансовой реальности. Не то чтобы параллельной, а просто более дорогой, чем федеральная. Поэтому с сегодняшнего дня в Москве действует собственный МРОТ — 1800 рублей. Право его установления для регионов-доноров (к которым, бесспорно, относится Москва) отныне закреплено законодательно на федеральном уровне. Вот за что бились московские депутаты! В России — 600, в Москве — 1800 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Только трудящиеся бюджетной сферы столицы почему-то не торопятся кричать «ура» и бросать в воздух чепчики. Отчего же увеличение московской «минималки» не вызывает большого отклика в массах? Ответ на этот вопрос искали вчера на совместном заседании депутаты двух комиссий Мосгордумы — по социально-трудовым отношениям и занятости и по экономической политике. Оказывается, все дело в действующем механизме начисления зарплат в бюджетной сфере. По нему выходит, что чем выше разряд работника, тем меньше коэффициент прибавки к зарплате, рассчитываемой в стандарте ЕТС (Единой тарифной сетки). В итоге повышение МРОТа выгодно только работникам самых низких категорий. А высококлассный специалист, как заметила председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Ирина Рукина, «на повышении минимального размера оплаты труда ровным счетом ничего не выигрывает». Ирина Михайловна проиллюстрировала свое высказывание красноречивым примером: к ней на депутатский прием приходила женщина-педагог, квалификация которой соответствует 13-му разряду ЕТС. Ее пересчитанная поновому зарплата с сегодняшнего дня увеличивается всего… на 50 рублей. Спрашивается, ради чего же тогда ломали копья депутаты и представители структур исполнительной власти, изыскивая дополнительные средства в бюджете? Как же устранить противоречие? Идти старыми проверенными тропами — опять увеличивать московские надбавки и доплаты к зарплатам определенным категориям работников бюджетной сферы? А вдруг опять когонибудь забудем? Как «забыли» только что школьных библиотекарей и воспитателей школ-интернатов. Увы, они не вошли в число тех счастливчиков, которым повысили зарплаты на 30 процентов с 1 сентября. Не вспомнили и о социальных работниках, которые ухаживают за лежачими больными за мизерную плату. Вероятный сценарий выхода из непростой ситуации, сложившейся в начислении зарплат в Москве, озвучил председатель комиссии по социально-трудовым отношениям и занятости Михаил Антонцев. По словам Михаила Ивановича, «сегодня существует абсолютно уникальный момент для изменения модели увеличения заработной платы в бюджетной сфере», который не противоречит ни столичному и федеральному законодательству, ни московским финансовым реалиям. «Революционная» формула заключается в том, чтобы не раздувать эксклюзивную московскую «минималку». Просто надо установить московский МРОТ на 40 процентов выше общефедерального (после сегодняшнего повышения российского МРОТа он мог бы составить 840 рублей) и, исходя из него, рассчитать рост зарплат в бюджетной сфере Москвы по единому коэффициенту увеличения. Тогда зарплата вырастет и у школьной технички, и у учителя, и у врача, и у социального работника, и у библиотекаря. Новая модель, убежден Антонцев, хороша по многим параметрам. Во-первых, она делает механизм увеличения зарплат простым и прозрачным. Во-вторых, закрепляет особый статус московского МРОТа, как исходной позиции при начислении зарплат, что позволяет не опасаться федеральных посягательств на столичные финансовые привилегии. В-третьих, дает реальное увеличение зарплаты работников всех квалификационных категорий и во всех бюджетных сферах, минуя институт надбавок и компенсаций. В-четвертых, эта модель позволяет сократить разрыв между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. По оценкам специалистов, уже к концу следующего, 2004 года реально выйти на 70 процентов соответствия. А к 2010 году решить в Москве социальную задачу номер один — ликвидировать бедность путем повышения «минималки» до прожиточного минимума. И, наконец, в-пятых, внедрение новой модели зарплатообразования не требует изыскания дополнительных средств в бюджете. Они уже найдены: половина средств фонда зарплаты (который увеличился почти на 40 процентов в проекте бюджета2004) идет на московские надбавки. Надо лишь грамотно распорядиться этими деньгами в общих интересах. Москвичи скажут за это спасибо, если, считает Антонцев, голос депутатов будет услышан правительством.