НА ПЛАХЕ БОЛЬШЕВИЗМА
[b]Для тех, кто читает книжки, из названия будет ясно, что он про Сергея Есенина. Это строчка из стихотворения его приятеля В. Князева, написанного на смерть поэта. Действие картины охватывает период с 1922 года – знакомства с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан – по 1926-й, когда его страстная поклонница, безответно любящая его женщина, преданный друг и... агент НКВД Галина Бениславская покончила с собой на его могиле на Ваганьковском кладбище. Впервые в российском художественном кино предпринята попытка художественно и в то же время документально показать поэта с различных сторон, где он – творец легенды своей жизни и ее жертва.[/b]– Чистого вымысла в картине мало, – говорит Семен Рябиков, автор идеи, продюсер со стажем, обладатель «Ники» и режиссер-дебютант. – Работая над сценарием, изучали документы, воспоминания сестер Есенина, Мариенгофа, поэта и его друга, братьев Куняевых, «13 уголовных дел Сергея Есенина» Э. Хлысталова. По части художественности постарался наш оператор, потрясающий мастер своего дела Сергей Филиппов. А знаете, как Зоя Михайловна Дикун, директор музея в Константинове и наш консультант, работала с нами. Рассказывает что-то, показывает, а в конце непременно добавит: «В общем, смотрите сами, вам виднее».Фильм делали не к дате ([i]в 2005 году исполнится 110 лет со дня рождения поэта и 80 со дня его смерти[/i]. – [b]Е .А.[/b]). Работать начали почти три года назад, но непредвиденные обстоятельства тормозили процесс: то техника выйдет из строя, то «натура» уйдет, а когда узнали, что Дмитрий Муляр, наш Есенин, попал в канализационный люк... Но, слава богу, обошлось, и актер «отделался» переломом ноги.Картину уже показали в селе Константиново – на родине поэта. В переполненном зале треть составляли константиновцы, в том числе бывшие и нынешние музейные работники. «Узнаваемый образ!» – одобрительно кивали они головами. Громко аплодировали Дмитрию Муляру и Алисе Призняковой, сыгравшей Галину Бениславскую, и вручали им роскошные букеты и охапки полевых приокских цветов.В фильме также снимались: Василий Лановой (Дзержинский), Аристарх Ливанов, Владимир Стеклов. Роль Всеволода Мейерхольда в исполнении Виктора Авилова стала последней работой актера в кино. Музыку написал Евгений Крылатов, романс на стихи Есенина «Капли» исполнил Николай Басков.– Эта картина, по нашему мнению, – говорит режиссер, – рассчитана прежде всего на неленивого зрителя, любознательного. И если после просмотра у кого-то возникнет желание узнать больше о жизни и творчестве поэта, свою задачу мы посчитаем выполненной.