Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

В ПАРИЖЕ ОПЯТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ ОСТРОВСКИЙ

Развлечения
В ПАРИЖЕ ОПЯТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ ОСТРОВСКИЙ

[b]В прошлом сезоне заядлые театралы Парижа шли в «Комеди Франсез» – на «Лес» Островского в постановке Петра Фоменко и оформлении Игоря Иванова. В этом году имя великого русского драматурга громко прозвучало еще раз: на сцене Гранд-опера – опера Леоша Яначека «Катя Кабанова» по пьесе «Гроза».[/b]Кстати, великий чех Яначек довольно основательно – любовно и пристрастно – «перечитал» русскую классику. По Гоголю написал рапсодию «Тарас Бульба»; Первый струнный квартет создал под влиянием «Крейцеровой сонаты» Толстого, а последнюю оперу «Из мертвого дома» – на тему «Записок из мертвого дома» Достоевского. Но на первом месте в этом русском списке стоит, конечно, «Катя Кабанова», к которой он сам написал либретто, с высочайшей точностью сохранив в чешской версии особенности речи героев Островского.Леош Яначек – из плеяды композиторов переломной эпохи: музыка романтиков уже увядала, а атональный авангард только зарождался. Если его и можно причислить к авангардистам, то лишь умеренного толка – к тем, кто все же опирается на классику и глубинный народный фольклор. Поэтому и сегодня, когда оперное искусство продолжает жить между двумя резко обозначенными полюсами – классической роскошью мелодического звучания и тяжеловесной и резкой истерией авангарда, декаданс музыки Яначека вдруг обнаруживает свежесть звучания третьего музыкального пути и еще долго будет подкупать своей подлинной новизной.Опера «Катя Кабанова» была написана и впервые представлена в октябре 1921 года в Брно, второе ее рождение состоялось в 1959 году в Национальном театре в Праге. А парижане ее впервые услышали лишь в 1968 году, когда интерес к Чехословакии имел особый политический привкус. Тем более, что шла она в революционные и для Парижа майские дни на сцене Комической оперы.И вот спустя почти сорок лет «Катя Кабанова» добрела до главной оперной святыни Франции – Гранд-опера.Поставил спектакль швейцарский режиссер Кристоф Марталер, оформила ее и создала костюмы немецкая художница Анна Виброк. Говорить об образе спектакля, о трактовке темы можно только имея в виду прочную связку этих двух имен, поскольку временем и местом действия оперы они выбрали Чехословакию конца 60-х годов прошлого века, где царит мрачный, неприглядный, кондовый и туповатый социализм.Признаюсь, сценография Виброк настолько убедительна, что сразу же после поднятия занавеса понимаешь: спектакль уже состоялся. В центре сцены железными трубами и торчащими лейками-сосками красуется ржавеющий фонтан (по ходу действия время от времени из него будут вырываться нервные водные струи). Фонтан окружен вывороченным наизнанку интерьером стереотипной квартиры тех лет: большой шкаф, кухонный стол, невыразительные стулья. А в глубине – альков Кабанихи, тот чуть побогаче: огромная кровать, плюшевый ковер с рогатым оленем, опять шкаф с полками, на которых стоит чэбешный телевизор и бутылочка с водочкой.Над всей этой соц-артовской красотой быта, оставляя ее на дне колодца, вырастают бетонные конструкции хрущевских новостроек, будто изначально задуманных такими, чтобы жизнь медом не казалась: с облупившейся облицовкой и разбитыми стеклами окон… Одела персонажей оперы художница тоже с тонким значением: Катерина в исполнении Ангелы Деноке (сопрано) – в платье, туфлях и плаще, какие демонстрировали в более изысканном и дорогом варианте Катрин Денев и ее сестра Франсуаза Дорлеак в фильме «Девушки из Рошфора». Платье деловитой, властной, приземистой престарелой толстухи Кабанихи (меццо-сопрано Джейн Эншель) тоже из тех лет, а прическа – так называемая ракушка, та, что быстро переросла у наших дам в «халу». Кстати, фильм «Девушки из Рошфора» вышел на экраны как раз в 1968 году. И если кто-то его хорошо знает, то не забыл: в нем есть великолепный танцевальный мужской дуэт Джорджа Чакириса и Гровера Дэйла, который почти буквально процитирован в одной из сцен парижской «Кати Кабановой», в танце Кулигина и Кудряша (оперных (!) артистов – баса Фредерика Катона и тенора Тоби Спенсера). Эти внешние эффекты уверенно поддержаны мастерской режиссурой и работой артистов.Марталер великолепно обыграл верхние этажи новостройки-колодца: по ходу действия и развития, смены музыкальных тем то в окне второго этажа возникнет скрипач, когда идет его соло с оркестром, то появится в освещенных окнах хор (все хоровые моменты оперы написаны Яначеком на основе народных – русских и чешских – песнопений), а то и просто высунутся из своих квартир молчаливые и любопытствующие свидетели событий.Исполнительница роли Катерины – уже знаменитая Ангела Деноке – высокая, стройная, обладающая красивым тембром голоса – оказалась еще и прекрасной драматической актрисой. Без сентиментальности, но эмоционально и страстно она передают тоску одиночества молодой женщины, оказавшейся среди чужих людей, их предрассудков и ханжества.Кабаниху американская певица Джейн Эншпиль (сильное, яркой окраски меццо) играет не только властной самодуркой, но и по-своему опасно хищной и к тому же похотливой дамой. Эта Кабаниха не только втихаря попивает водочку, но и не прочь затащить в свою постель Дикого (великолепный насыщенный бас – немецкий певец Роланд Брахт). Хороши в спектакле Тихон – шведский тенор Кристофер Хомбергер и Варвара – чешская певица Дагмара Пескова (меццо-сопрано), солистка Дрезденской оперы.Пожалуй, лишь Борис – немецкий тенор, работающий в Америке, Давид Кублер – маловыразителен в своей роли. Правда, когда в жестком и символическом финале все персонажи, подвергнув «падшую» Катерину травле, отворачиваются от нее и от зрителей, становясь лицом к сценическому каре декорации и образуя непроницаемую стену из спин, и среди них оказывается еще недавно пылко влюбленный Борис – невыразительность артиста находит некое оправдание – чего еще ждать от такого… Катерина гибнет, она умирает в центре нищенско-безликих конструкций фонтана. Вместо Волги – этот ржавый фонтан, а вместо людей больших страстей и чувств – мелкие, серые, острожные и злобные ханжи.К чести создателей спектакля, возникшее в начале опасение, что постановщики примутся клеймить позором пороки социализма и тоталитаризма, не оправдалось. Мещанское сознание, желание унизить и уничтожить тех, кто хочет жить, пренебрегая ханжескими условностями, присуще любому обществу и строю.Поэтому даже в шикарной Гранд-опера этот спектакль встречают с восторгом и потомственные миллионеры, никогда не жившие при социализме, и те, кто сполна испытал на себе его прелести.[b]Париж–Москва[/b]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.