Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Коробейники на колесах

Общество
Коробейники на колесах

[b]Анна и Сергей Литвиновы – авторы двадцати детективных романов, изданных тиражом более двух миллионов экземпляров. В их детективах – захватывающий сюжет и непредсказуемая развязка, обаятельные герои и невероятные приключения, легкий стиль и яркие диалоги. Ходят слухи, что Литвиновых… в природе нет! Что романы под этой маркой создает коллектив «литературных негров». Однако Анна и Сергей существуют на самом деле. Более того: они оба – профессиональные журналисты и теперь начинают работать в «Вечерке»! Литвиновы обещают: их материалы под рубрикой «Социальный очерк» будут не менее захватывающими, чем романы. Сегодня – их первая публикация.[/b]Они иногда называют себя мафией. И уточняют: «Не в том смысле, что мы грабители или преступники, – просто у нас клан. В котором все свои!» Они торгуют в электричках. В жару и в холод. Сереньким зимним рассветом и душным летним вечером. Они привыкли таскать тяжести, лечить больное от бесконечных рекламных выкриков горло и выслушивать оскорбления пассажиров. У них своя корпоративная солидарность – например, предупреждать коллег об отмене электрички и не входить в вагон, когда там работает кто-то другой.У них – свой этикет, свой жаргон, свои правила. Как и в любом бизнесе, здесь есть элита и аутсайдеры. Яркие таланты и крепкие середнячки. Кто-то из торговцев просто несет тяжкий крест, ненавидит свою работу, но, проклиная судьбу, все ходит и ходит по вагонам… Другие же не мыслят своей жизни без вокзала, без тряских электричек, без любопытных лиц пассажиров. А многим просто некуда больше деваться. Нет профессии, нет прописки, нет квартиры… Тут, на вокзале, – их единственно возможная жизнь.Пассажиры относятся к ним по-разному. Кто-то звонит по телефону доверия Московской железной дороги и жалуется, что «проклятые коробейники достали, не подремать, не почитать!» А другие – вступаются за торговцев, когда тех задерживает милиция: «Зачем вы их гоните? Мы к ним привыкли, без них в электричках скучно!» «Незаконные торговцы – это наша раковая опухоль», – считает Александр Ивойлов, первый заместитель начальника службы пригородных перевозок Московской железной дороги. Но рак ведь, как известно, пока не лечится?[b]Секреты мастерства[/b]С виду торговать в электричках – легче легкого. Шагай себе по вагону да бубни: «Салфеточки! Газеточки! Конфеточки!» Но с таким подходом и заработаешь копейки. «А чтобы торговать с прибылью, нужен фирменный стиль», – важно изрекает Кирюха.Кирюха продает спички в огромных коробках. Вроде бы не самый нужный товар, но расходятся хорошо. «А все почему? Я им рекламу чуть не месяц придумывал. Вот послушайте: «В московских магазинах есть все, а таких спичек, – он демонстрирует массивную коробку, – не найдете нигде! Незаменимая вещь и дома, и на даче. Хватает на полгода! Смотрите, какой здоровенный ящик – в руках такой неунесут, в карман не положат!»У Евгения, который продает бусы (сам говорит, что янтарные, но коллеги-злопыхатели уверяют, что из слюды), – другое ноу-хау. Он про свои бусы целую лекцию читает, и в этой лекции в кучу свалено все: янтарь и настроение повышает, и жизнь продлевает, и щитовидку лечит…А некоторым продавцам достаточно одной меткой фразы – и в вагоне сразу начинают улыбаться и лезут за кошельками: «Покупайте отраву от крыс! Крысы ее нажрутся, уйдут на водопой и подохнут!»…Паштет и Володя, мужики чуть за тридцать, – вокзальные старожилы. Торгуют в электричках уже лет десять. Не скромничая, называют себя «продавцами-виртуозами».– Вот скажите, какая главная задача у нашего брата, вагонных торговцев? – строго спрашивает Паштет.– Наверное, больше денег заработать?..– Да ничего подобного! – хохочет Паштет. – Главная задача – убедить лоха купить товар, который ему сто лет не нужен! А когда научился «разводить» пассажира – о деньгах можно уже и не думать, они сами потекут.Паштет с Володей торгуют книжицей под гордым названием «Энциклопедия народной медицины». Выглядит книжка убогенько, советы дает сомнительные, а стоит – сто рубчиков.– Неужели покупают? – недоумеваем мы.– Ну, если с ней «чайник» типа вас по электричке пойдет – тогда, конечно, не купят, – снисходительно говорит Володя. – Книжка-то, между нами, ерундовая…– Но мы-то с ней целый спектакль устраиваем! – перебивает его коллега.И хорошо поставленным голосом начинает: «Уважаемые пассажиры! Вы знаете, что неделю назад сказал Владимир Путин?»– В этом месте, – комментирует второй торговец, – народ сразу оживляется. – Так вот, Владимир Путин в своем интервью сказал, что лечится только народными средствами! Вот вы, девушка, – Паштет обращается к воображаемой пассажирке, – какими болезнями страдаете? Впрочем, можете не отвечать, я и сам вижу: астения, вон какая бледненькая… А в нашей книжке, на двадцать третьей странице, про вашу астению целый параграф. Примочки, припарки, все очень просто, эффективно и дешево. Гарантирую – расцветете через неделю!– Тут важно грамотно выбрать, к кому обратиться, – добавляет Володя. – Глаз иметь наметанный, чтоб с ходу не послали. Видишь, например: сидит девица, годков тридцати, с виду незамужняя, и глаза незлые – такую развести раз плюнуть. Скажешь ей сладеньким голосом: «Вы такая красивая!.. А я знаю, как вам стать еще прекраснее! Сорок шестая страница, второй абзац сверху!» Девица млеет, тут же тянется за кошельком, а дальше…– А дальше – весь вагон у тебя в кармане! – подхватывает Паштет. – Ведь главное, чтобы хотя бы один человек книжку купил, желательно в начале вагона. И денег надо пачку в руке держать. Тогда и остальные потянутся, народ у нас как стадо.– Ну и сколько же книг можно продать?– Высший пилотаж – когда двенадцать покупают. – Гордо отвечает Володя.– Двенадцать на весь вагон?– Ха, на вагон! На купе! То есть на каждые две лавки!..– Так сколько денег-то в среднем получается? – не отстаем мы.Паштет с Володей грустнеют:– Да вообще, если честно, мало. В Москве народ уже пресыщенный, ничем его не удивишь. Мы вот со своей «Энциклопедией» планируем в Новосибирск податься, новые рынки захватывать будем… Опыт работы: три электрички Ну а мы – решили захватить рынок московский. Хотя торговцы в один голос и говорили: – Чужих мы не потерпим! Клан уже давно сформировался, новички к нам не суются.– Ну и что вы сделаете?– интересуемся. – Бандитов натравите?!– Да зачем бандиты? – морщатся продавцы. – Сами с перрона спустим.Вот как? Почему бы не проверить? Авторы оделись потеплее и вышли на новую работу.– Не бойтесь, ничего они с вами не сделают. Кишка тонка, – заверил Алексей. – Это они только пугают… Алексей – представитель небольшой фирмочки, торгующей аксессуарами для сотовых. От ее имени он дал объявление в Интернете: «Работа!!! Торговля в пригородных поездах. Зарплата от 1500 рублей в день».– Неужели правда полторы тысячи можно заработать?– Даже больше! – обещает Алексей. – Вот считайте. У меня – наклейки на мобильники. Я отдаю вам по пятьдесят «рэ» каждый. Вы по тридцатке на каждый накинули. Продадите пятьдесят комплектов – вот вам и полторы штуки.– А торговцы нас не погонят?– Ну зачем же им вас гнать, – снисходительно усмехается Алексей. – Они гонят только тех, кто с их товаром пересекается. Если вы щеточки для обуви будете продавать или мороженое, как у всех, – тогда выставят. А наклейки – им не конкурент! Так что торгуйте спокойно.[b]И мы вышли на дело[/b]Торговать сперва показалось весело. Пассажиры вели себя доброжелательно, рассказ об «эксклюзивных супер-наклейках с розочками, рыбками, птичками и прочими зверями всего за восемьдесят рублей» слушали с интересом. Но – не покупали. Одна из пассажирок, правда, попросила рассмотреть товар поближе. Изучила убогие корейские розочки и разочарованно воскликнула: «А что же в них эксклюзивного?! На рынке такие сорок рублей стоят…» Первая электричка, вагон за вагоном, – результат ноль. Вторая – ноль. К третьей мы уже устали, замерзли и пали духом – решили сменить пластинку.Об исключительных качествах наклеек рассказывать перестали – затянули жалобными голосами: «Помогите на пропитание малоимущим! Купите у нас наклеечки!» И – о, чудо! – два комплекта пассажиры покупают. Народ у нас жалостливый… (Все торговцы, кстати, сетуют, что нищие зарабатывают куда больше, чем они.) – Ну, дело пошло! – радуемся мы и готовимся к штурму следующей электрички.Тут-то к нам и подошли:– Алё, народ! Ну-ка, притормозили! Вы откуда?– Алексей… фирма… наш товар ведь с вашим не пересекается… – начинаем мы.– Какой, на х…, Алексей? Какая фирма?! А ну пошли вон отсюда! Без вас протолкнуться негде!Круг торговцев вокруг нас сжимается все плотнее. Огромная торговка с такой же огромной сумкой, полной мороженого. Интеллигентного вида дяденька с газетами. Крупный юноша с баулом видеокассет. Тетушка со стельками. Старушка с шоколадками…– А если мы не уйдем?– Ну-ка, обернулись! – командует громадная мороженщица. – Что видите?– Вагон.– Вот об этот вагон морды и расплющим, – заверяет торговка. – А потом еще и ментам сдадим.На этом наша торговля и закончилась. Со скудным, прямо скажем, наваром – шестьдесят рублей за два часа работы.[b]Откуда дровишки?[/b]Существует легенда: каждый коробейник обязан брать товар на специальном складе неподалеку от вокзала, и мафия будто бы строго следит, чтоб ни один торговец не посмел затовариться где-то еще. На деле это так, да не совсем. Склады действительно существуют – и возле трех вокзалов, и неподалеку от Курского, и в районе Белорусского. Держат их коробейники, сделавшие карьеру,– когда-то сами начинали с розничной торговли в электричках, а теперь расширяют дело. И некоторые торговцы действительно получают товар здесь. Таковых в своей среде называют «тараканами» – это люди, предпочитающие торговать «классическим», давно себя зарекомендовавшим товаром: щеточками для обуви, гелиевыми ручками, одноразовыми салфетками. Им действительно удобно – не ехать куда-то на окраину, на рынок, а получить товар в непосредственной близости от рабочего места. А еще здесь берут щеточки-салфеточки земляки и подчиненные владельцев складов – как правило, это украинцы. Которых эти владельцы и вытащили в Москву – посулив интересную работу и стабильную зарплату.«Кому лень работать головой, кто согласен всю жизнь получать по сто долларов в месяц – так и продолжают со склада брать, – рассказывает один из продавцов. – А кто поумнее да потщеславнее – какое-то время привыкает, осматривается – а потом начинает собственное дело».Артем, продавец видеокассет и DVD, даже обиделся в ответ на предположение, что он получает товар на привокзальном складе:– Да что ж я, дурной?! Вы посмотрите: у меня только новинки, я ассортимент каждую неделю обновляю! Разве склад возле вокзала мне такой товар даст?! Сам читаю в Интернете, что нового вышло, а потом езжу, ищу, покупаю! Самостоятельно добывает товар и продавец фломастеров Максим Петрович, работающий на Белорусском направлении: – Я вообще к ассортименту серьезно подхожу. Езжу по другим веткам, смотрю, что продают-покупают там. Присматриваюсь, что на рынках люди особенно охотно берут. Потом определяюсь с товаром. Вот, например, решил, что фломастеры хорошо пойдут. А потом – беру «Оптовик» и выбираю, где их купить подешевле.Категоричны и Паштет с Володей: – Склад – это для тупых. А умные сами придумывают, чем торговать. Ух, сколько мы бабок срубили, когда придумали на Курском направлении «Москву-Петушки» Ерофеева продавать! Особенно, конечно, в электричке на Петушки хорошо книжка шла…Теперь о качестве товара. В официальных структурах утверждают: товары, продаваемые в электричках, – заведомый брак и барахло. В Московской торговой инспекции не без злорадства сказали: «Никакого отношения к уличной, поездной и иной несанкционированной торговле мы не имеем. Если купили некачественный товар – виноваты только вы сами. Или с железной дорогой разбирайтесь».Но железная дорога за несанкционированную торговлю в своих электричках тоже ответственности не несет.«Почему коробейник идет по вагону быстро? – задает риторический вопрос Александр Ивойлов, первый заместитель начальника службы пригородных перевозок. И отвечает:– Для того, чтобы покупатель не успел как следует рассмотреть, какую ерунду ему продали!» В планах Московской железной дороги – торговлю легализовать и продавать только сертифицированные товары. «Хотя, конечно, тогда они будут дороже», – признается Ивойлов.Сами же нелегальные продавцы, естественно, качество своего товара защищают.– Зачем мне продавать брак, если я на этой линии каждый день хожу? – возмущается продавщица стелек. – Пассажиры ведь тоже одни и те же, побить ведь могут, правда?– Да, мои диски и кассеты – конечно, пиратские, – кивает Артем. – Как бы иначе они стоили семьдесят рублей или сто? Но качество у них вполне нормальное, никто не жаловался, а постоянных покупателей у меня полно…– Да обычный рыночный товар у нас, – вздыхает Мария, продавщица шоколадок и орешков. – Вот говорят некоторые, что просроченный, – нет, неправда, смотрите сами! (Она демонстрирует ассортимент: действительно, и батончики, и орехи выпущены пару недель назад.)– Но почему тогда так дешево? Может, товар «левый»? Или краденый?– Ну, этого я вам не скажу, – сразу суровеет Мария. И спешит по вагону прочь, не забывая покрикивать: «Конфетки-шоколадки! Самые вкусные конфетки-шоколадки!»[b]Котлета из продавца[/b]С коробейниками, безусловно, борются. Борьба начинается с того, что в вагонах развесили таблички о том, что «несанкционированная торговля запрещена», а по громкой связи периодически предлагают жаловаться на продавцов «бригадам милиции и отрядам специального назначения, сопровождающим поезд».Но пассажиры почти не жалуются. В основном потому, что просто некому – утренние и дневные поезда, самый рай для коробейников, милиция сопровождает редко, все силы брошены на так называемые криминогенные, вечерние и ночные электрички. А в них и торговли, как правило, нет. Но иногда на коробейников устраивают облавы – и силами железнодорожников, и силами милиции.«Незаконная торговля в электричках подпадает под статью 51, часть пятая Закона Москвы об административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка от 16 июля 2003 года, – объясняет Николай Кулешов, заместитель начальника милиции общественной безопасности ЛОВД «Москва-Курская». – Санкции для торговцев такие: на первый раз – предупреждение, если попадаются снова – тогда штраф, от тысячи до двух с половиной».Деньги вроде бы немалые – даже для самого успешного продавца. Почему же торговцы этого не боятся? «А потому, что не платят! – объяснил Кулешов. – Штрафы, по новому закону, выписывает суд. Но судью, во-первых, можно разжалобить – рассказать о тяжелом материальном положении, голодных детях, отсутствии нормальной работы, тогда он или присудит минимум, или вообще простит… А во-вторых, большинство коробейников – иногородние, не прописанные, им штраф можно только выписать. А вот взыскать – невозможно. Раньше мы хотя бы могли изымать товар – и он, после решения суда, реализовывался через налоговую инспекцию. А сейчас и это запрещено…» Торговец нынче пошел наглый и смелый, о своих правах знает, ни милиции, ни железнодорожников не боится.«Я сам часто на электричках езжу и сам пытаюсь бороться с торговцами. Как? Останавливаю, прошу предъявить разрешение на торговлю. Что интересно, почти всегда предъявляют – липу чистой воды! И с пеной у рта доказывают, что разрешения – подлинные! – жалуется Александр Ивойлов. – Одно время мы пытались перекрывать проходы между вагонами – так у коробейников тут же оказывались ключи – «трехгранки»… «А у меня случай был, – вторит майор Кулешов. – Проводим однажды профилактическое мероприятие. Я (само собой, был в штатском) задерживаю одну торговку. А она на меня чуть не с кулаками кидается, голосит: «Да у меня вся милиция в кармане! Да я их всех купила! Позвоню сейчас Кулешову, он из тебя котлету сделает!» Пришлось бедную женщину разочаровывать. С ней чуть сердечный приступ не случился, когда я ей свое удостоверение показал…» Сами милиционеры облавы на торговцев проводить не очень любят.Как сказал нам, на условиях анонимности, усталый прапорщик из ЛОВД «Москва-Белорусская»: «Да что вы прицепились к этим торговцам?! Не самый, между прочим, худший вариант. Не воры, не грабители. Людям нечем кормить детей, они приезжают в Москву заработать – и работают, как проклятые, в нечеловеческих условиях… Мне, честно говоря, их просто жаль и бороться с ними – душа не лежит».Майор Кулешов тоже относится к торговцам с ноткой снисходительности: «Мы, конечно, их привлекаем – в прошлом году за девять месяцев задержали восемьсот человек, в этом – больше тысячи. Но мы видим, что это за люди – неустроенные, несчастные, очень много матерей-одиночек… Те, кому в жизни не повезло. Нелегкая у них доля. И ведь на их месте мог оказаться любой из нас!»[b]Доходы и рэкет[/b]Когда-то торговля в электричках была супервыгодным бизнесом, и прибыли коробейники снимали колоссальные.– В начале девяностых мы на Александре Дюма просто озолотились, – откровенничает Паштет. – На складе брали «Трех мушкетеров» по рублю, а продавали – по десятке. Потом в моду вошли зубные щетки с изогнутыми головками. Мы торговали китайскими подделками под известную марку – и тоже снимали по 300–400 процентов прибыли… Сейчас, конечно, доходы уже совсем не те...С ностальгией вспоминает старые добрые времена и Максим Петрович:– Вплоть до дефолта 1998 года мы зарабатывали очень достойно, до пятисот долларов в день…– А сейчас?– Если день неудачный – то долларов двадцать. А в хорошие дни – до пятидесяти.Но Максим Петрович – это один из асов, а рядовой торговец, по оценкам майора Кулешова, зарабатывает и того меньше – до пятисот рублей за десять часов адской работы.На любой товар коробейник накручивает порядка ста процентов прибыли. Тот же Максим Петрович берет фломастеры оптом по 15 рублей – продает по тридцать. Паштет с Володей покупают свою «Энциклопедию народной медицины» по 53 – а пассажирам предлагают по сто. Но так ли много пассажиров нуждается во фломастерах, даже если ходить по вагонам с утра до вечера?..Может, поэтому продавцы и на рэкет перестали жаловаться.– Раньше – да, случалось платить браткам, – рассказывают они. – Было с чего платить! Процентов двадцать от заработка отдавали. А сейчас – бандиты от нас отстали. Только «статья пятьдесят» осталась.– Что еще за статья?– «Полтинник» ментам, чтобы отвязались.Правда, Максим Петрович утверждает, что лично он и «статью пятьдесят» не платит:– Я им говорю: денег не дам, если не лень – ведите в суд, пусть все будет по закону!– Ведут?– Редко. Охота была им связываться! Так что не зря майор Кулешов говорит, что коробейники теперь грамотные…[b]Что будет дальше[/b]У Московской железной дороги, как рассказал Александр Ивойлов, планы такие: торговлю в электропоездах, безусловно, легализовать.Уже сейчас на некоторых направлениях газетами торгует организация «Желдорпресс». А скоро и все продавцы станут расхаживать в аккуратной форме, на груди появится бейджик с именем и телефоном, куда, если что, можно жаловаться. И будут только сертифицированный товар продавать. А с несанкционированными торговцами, возможно, начнут бороться силами собственной службы охраны.Продавцы в форме и с бейджиком – это, конечно, здорово. Но только куда же тогда деваться, скажем, Максиму Петровичу?– Санкционированная торговля – это служба, а на службу я точно не пойду, не смогу, – говорит он. – Пробовал несколько раз, и мастером в метро работал, и на заводе, образование-то у меня есть… Только не вышло. Всегда срывался – и снова приходил в электричку, на вольные хлеба. Классная жизнь – ни начальника тебе, ни будильника, на сколько наработал – столько и получил!Не пойдут в «государственные торговцы» и продающий видеокассеты Артем («В жизни я не буду работать на дядю!»), и Мария с шоколадками («У меня прописки вообще никакой нет, а без нее – кто ж на работу возьмет?»), и Паштет с Володей («Мы, если честно, выпить любим – поэтому постоянная работа нам противопоказана».) Так что, если торговлю в электропоездах все-таки легализуют, работать здесь станут уже совсем другие люди. А целый мир «своих», годами сколачивавшееся сообщество коробейников растворится в многомиллионной Москве и будет выныривать где-то еще – на открытых линиях метро, на рынках, на улицах.Осколки былого великого «бизнеса на колесах».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.