Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Умер Василий Белов. Последний из «тех» деревенщиков

Развлечения
Умер Василий Белов. Последний из «тех» деревенщиков
Писатель Василий Иванович Белов. 23 октября 1932 - 4 декабря 2012 / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

"Сегодня ушел из жизни Василий Иванович Белов. Без комментариев", - написал Чубенко у себя в микроблоге twitter.

«Вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…»

Так написал Василий Иванович Белов много лет назад, в своих знаменитых «Плотницких рассказах». Собственно, в этих незатейливых, в общем-то, словах, скрыто понимание ко всей его жизни и судьбе, человеческой и писательской.

Белов был – так странно писать это «был» - человеком удивительно искренним. В своих взглядах, убеждениях, внутренних исканиях. Он принадлежал этой земле как никому и ничему другому. Не разменял любовь к деревне – искреннюю, звонкую, как песня ручья, - ни на какие блага, хотя мог бы иметь их в огромном количестве. Он действительно уходил из деревни, но вновь и вновь возвращался в нее, и «пел» ее всю жизнь не потому, что это было модно или кому-то нужно. Это было нужно ему. Бывают же в жизни однолюбы…

Биография мастера

Он родился в краю льна, суровой и прекрасной Вологодчине. 23 октября этого года ему исполнилось 80 лет… Большую часть своей долгой жизни он все-таки провел именно там – в Вологде и в Тимонихе, на своей малой родине, образ которой так или иначе пропитывал все его творчество. Хотя разве любим мы еще что-то так ярко и взахлеб, как детство? Перед войной в деревеньке было 23 дома. Надо ли говорить, как болезненно било по писателю разрушение деревень вообще и в частности…

Трудно сказать, какое будущее готовили Васе Белову его родители. И готовили ли они его вообще – до того ли было. Во всяком случае, представить, что житель скромной деревеньки станет известным писателем, общественным деятелем и будет получать высокие награды из рук первых лиц государства, которое поменяется к тому времени совершенно, было невозможно.

Обычная крестьянская семья, где трудились все, от мала до велика, приучила его к труду и его. Отец Иван Федорович погиб на фронте в 1943 году, где-то на Смоленщине, в Духовщинском районе. Писатель горько замечал – родилось нас шестеро, а выросло пятеро. Мать Анфиса Ивановна растила детей одна – тяжело, но не жалуясь, с крестьянской покорностью и силой. Пройдут годы, и Белов опишет всю свою деревенскую родню в проникновенных воспоминаниях «Невозвратные годы» - настоящей поэме о жизни целого поколения.

После школы-семилетки Белов уехал из родной Тимонихи в город Сокол, поступил в школу фабрично-заводского обучения вышел оттуда «при специальности» - стал плотником и столяром, а потом освоил еще и специальность моториста и электромонтера.

Пошел он и в армию. Отслужил там, между прочим, пять лет. В армейской учебке учиться разрешали лишь сверхсрочникам и офицерам, Василий, не имевший в ту пору и девяти классов образования, страшно страдал от невозможности попасть туда… Кстати, это были войска Лаврентия Берии, и развенчание кровавого кумира происходило как раз при солдатике (ах, уже ефрейторе!) Белове. Все заработанные деньги от отправлял матери…

После армии он резко развернул судьбу – точно корабль, плывущий по намеченному, но оказавшемуся ошибочным курсу. Взял и поступил в литинститут имени Горького.

Ему давно нравилось писать. Сначала он слегка стеснялся этой своей слабости – дела надо делать, а не пером по бумаге скрести. Но все же провинциальные газеты и журналы с удовольствием печатали его рассказики и стихи. А он с удовольствием их туда предлагал. Так что выбор его был предопределен – в какой-то степени…

«Деревенщики», певцы русского характера

…Много лет назад литературный критик Екатерина Васильевна Старикова первой написала о том, что есть в нашей стране особая группа писателей и дала им простое и немного задиристое название – «деревенщики». Наблюдение было точным: в какой-то момент проза этого особого «вкуса» и колорита поднялась и захлестнула нашу литературу – волной позднее вспыхнувшего подражательства. Появление ее в нашей стране было и ожидаемым, и прорывным одновременно.

В книге «Русский вопрос» Александр Солженицын написал: «Сам русский характер народный, так известный нашим предкам, столько изображенный нашими писателями и наблюденный вдумчивыми иностранцами, - сам этот характер угнетался, омрачался и изламывался во весь советский период. Уходили, утекали из нашей души – наша открытость, прямодушие, повышенная простоватость, естественная непринужденность, уживчивость, доверчивое смирение с судьбой, долготерпение, долговыносливость, непогоня за внешним успехом, готовность к самоосуждению, к раскаянию, скромность в совершении подвига, сострадательность и великодушие».

Именно это все не уходило, а жило в деревенщиках. Очень разных, с разным менталитетом, с разным литературным стилем, юмором, ощущением слова. Но каждый из них, при всей непохожести и самобытности, внес в историю литературы и этой страны свой колоссальный вклад. Именно потому, что был – и сам по себе, и рядом с другими. Обычно, упоминая настоящих «деревенщиков», а не их многочисленных подражателей, появившихся много позже, называют Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Василия Шукшина, Федора Абрамова. И всегда, обязательно, Белова.

…Какой он видел деревню, - ту, которую любил? Очень разной. Он видел, как со стоном, поскрипывая точно подсыхающая краюха хлеба, разламывается пополам жизнь народа, одних «забрасывая» в категорию «деревенских», других – «замазывая» под «городских». Он был категоричен и даже радикален в суждениях, особенно в конце жизни. Жизнь городская казалась ему неправильной. Он писал о тех, кто оставался вне города. О тех, кого знал и любил. Писал просто и доходчиво. Только потом, после прочтения, читатель начинал понимать, какие острейшие проблемы затронул в рассказе или повести этот «простоватый» писатель.

Когда «Новый мир» опубликовал беловские «Плотницкие рассказы», они вызвали эффект бомбы. Шел 1968 год. О нем заговорили. А после хлесткой повести «Бухтины волгодские» (бухтины – это шутки, острые слова) – о Белове начали спорить. К нему мало кто относился равнодушно. Его письмом и языком либо восхищались, либо отрицали их яростно и гневно.

…Его «Кануны» - летопись или жизнеописание даже быта и нравов простой северной деревеньки. «Лад. Очерки о народной эстетике» - прелестные, кружевные эссе, посвященные быту крестьян, их обычной, рутинной жизни. Да что перечислять. Главное, что их объединяло, - способность воздействовать на читателей точно паутина: «попав» на Белова раз, вы уже с трудом могли выбраться из него или оторваться от его удивительно певучих, свежих, самобытных произведений…

В 80-е к Белову пришло признание. Госпремия СССР была им получена в 1981, в 1982 – Орден Трудового Красного Знамени, в 1984 – орден Ленина. Его повести ставят в театрах, книги издаются большими тиражами. Подумайте только – совокупный тираж его книг превысил семь миллиардов экземпляров!

Все последние годы он жил на своей любимой Вологодчине. Признавался, что долго и трудно шел к Богу, но обрел веру и ей счастлив. Близ Тимонихи Василий Иванович восстановил разрушенную церковь Успения. Сам настилал полы, сделал престол, иконостас. Три года вкладывал сбережения в ремонт. Ныне в церкви открыт приход…

…Он умел писать о простых вещах – ясно и глубоко, о спорных – деликатно и тонко, о сомнительных – с юмором, а о нравственности – без навязчивого назидания. И ушел по первому, по сути, снегу, следы на котором - белы…

Про него скажут непременно – ушла эпоха.

И это будет правдой. Нечего возразить.

Светлая память.

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВАСИЛИЯ БЕЛОВА "ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЕ"

- Василий Иванович, в России писательское слово всегда было камертоном общественных настроений, к нему прислушивались и «низы», и «верхи». Интересно, а к чьим словам прислушивались вы, кто из ваших коллег-писателей вам наиболее интересен?

- Их на пальцах можно перечесть друзей моих. Многие уже умерли. К Астафьевскому слову я не прислушивался, а к Солоухинскому прислушивался. Разные они все, писатели. Некоторые излишне самонадеянны, слишком много думают о себе. И далеко не все из них православные люди. И сектанты там есть, и не поймешь, кто. Ереси очень много, и в умах, и в произведениях. Поверьте мне, я это все знаю. Я не уважаю тех писателей, которые легко меняют свои убеждения. Это предатели, перевертыши. Многие начали прислуживать власти.

- Василий Иванович, своей преданностью выбранной профессии, добротой, состраданием чужой беде вы заслужили почет и уважение. А есть ли у вас какая-нибудь несбывшаяся мечта?

- Вы знаете, когда-то я мечтал об университете. Но так случилось, что аттестат зрелости я получил после службы в армии. Рядом были люди, которые закончили университеты – московский, питерский или какой-нибудь еще - а я обижен судьбой в этом смысле. Все-таки образование – это очень важная штука. И самое главное - вовремя его получить. А если ты затянул с этим, или страна твоя затянула с образованием молодежи – это гибель для тебя и для страны. (полный текст интервью читайте здесь)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Писатель и литературовед Лев Тимофеев:

- Первые повести Белова, появившиеся в советское время, производили очень сильное впечатление той правдой о жизни русской деревни, которая в то время была не то, что редкостью, а просто откровением. Потому что о ГУЛаге мы еще слышали и догадывались, а жизнь деревни, которая по сути была тоже одной зоной, одним из крупнейших архипелагов несчастья в советское время. Беловские повести они были очень важны. Он настоящий знаток российской жизни.

В настоящее время эта интонация искренности, правды, которая была характерна для писателей-деревенщиков советской поры, она, как мне кажется, как-то перестала привлекать внимание читающей публики. Вообще, о литературе в обществе потребления особый разговор, но все-таки, большим успехом у читателей пользуются вещи, привлекающие внимание эффектными сюжетами. Я думаю, что прозе таких писателей, как Белов, еще придет время. Потому общественный вкус развивается волнами и периодами и вдруг появляется интерес к писателям, чьи произведения считались давно забытыми.

Павел Басинский, писатель, литературный критик:

- Я его видел один раз, довольно недолго, когда несколько лет назад ему вручали премию «Ясная поляна». Это происходило в атриуме Большого театра. Я думаю, это был последний приезд Белова в Москву, он уже тогда был серьезно болен. Я был членом жюри и немножко общался. Он очень сложный был сам по себе человек – такой «мужичок» с хитрецой, мог порой себя жестко вести. Здесь он улыбался, был рад, что получил премию Толстого, тем более, что его не очень жаловали какими-то наградами и практически забыли в столице. Это был крупный писатель. У него два безусловных шедевра «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы». Они должны входить во все хрестоматии. Мне нравится больше его необычное почти эссе под названием «Лад», в котором представлена мифология русской деревни. В меньше степени нравятся его публицистические романы «Кануны», «Год великого перелома», рассказ «Лейкоз». Как человек патриархальных устоев, он не принял того, что произошло с Россией в 1991 году. Он и советскую власть не принимал из-за того, как она обошлась с деревней, но и новое крушение не принял. В нем он увидел поступь западной цивилизации, к которой он относился враждебно. Но он имел на это право, он великий крестьянский писатель XX века. Он много сделал для литературы.

СПРАВКА "ВМ"

Василий Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей. После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтера. Армейскую службу в 1952-1955 годах проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи "На страже Родины", а затем поступил учиться в Литературный институт имени А.Горького.

С 1964 года жил в Вологде. Первая повесть - "Деревня Бердяйка" (1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов "Знойное лето" (1963) и "Речные излуки" (1964). Публикация повести "Привычное дело" (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров "деревенской прозы". Эта репутация была упрочена выходом повести "Плотницкие рассказы" (1968).

Лауреат Государственной премии СССР. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, Почета и "За заслуги перед отечеством" IV степени.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.