КРАСОТКЕ БЫЛО 300 ЛЕТ
[i]Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель постановки и дирижер – Геннадий Рождественский, художникипостановщики – Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный. Долгожданная – в смысле почти неприлично долгого пути музыки Яначека на российскую оперную сцену. [/i]Даже непонятно, почему Яначека не поставили у нас много раньше? Ведь наша бывшая правящая партия десятилетия подряд давала установку на народность и мелодизм музыки, которую должны слушать граждане, не важно, будь то музыка оперная, симфоническая или эстрадная. Чешского композитора Леоша Яначека (1854–1928) сначала открыл и признал Запад, в России же исполнялись исключительно лишь его Симфониетта и Славянская месса. И вот, наконец, наш главный просветитель, много лет открывающий соотечественникам музыку ХХ века, Геннадий Рождественский, и обожающий все неоткрытое Дмитрий Бертман преподнесли москвичам подарок – «Средство Макропулоса». У Карела Чапека это самое средство – эликсир бессмертия, изобретенный на Крите в 16 веке королевским лекарем Макропулосом. Эликсир достался дочери лекаря, юной красотке, которая, пожив весело и красиво 300 с лишним лет, решила: баста, хватит, устала! Замечательное утешение для нас, грешных, страдающих из-за малости отпущенных нам лет. Однако Элина Макропулос решила для себя иначе и мир избавился от холодной, злобной стервы, давно забывшей, что такое любовь, тепло, доброта и прочие нормальные чувства. Это стальное бездушие замечательно передала певшая на премьере Светлана Создателева. Опера – это переложение на музыку прозаического текста, своеобразного очерка нравов: сюжет строится на расследовании, кому наследовать состояние одного из давних любовников Элины. Но, как справедливо заметил когда-то Рихард Штраус, на музыку можно положить все, был бы талант. «Юридический очерк» Яначека музыкален невероятно, на каждый виток действия у него находится эмоциональное решение с точным использованием групп оркестра. Лихорадочное напряжение борьбы за наследство, а заодно и за тело героини нарастает и в финале разрешается такой пронзительно печальной мелодией, что веришь: жизнь Элине действительно опостылела. Петь все это непросто. Но прошедшие тренинг еще на «Лулу» артисты «Геликона» справились и с Яначеком. Говорить о безупречности всех партий, может быть, пока рано. Но и прима – Светлана Создателева, — и ее главные партнеры Сергей Яковлев (Прус) и Владимир Болотин (Грегор) пропели премьерный спектакль достойно. Очень хорош Михаил Серышев в роли старого маразматика, когда-то пылкого любовника Элины. Прелестен комический дуэт машиниста сцены (Николай Галин) и уборщицы (Марина Карпенченко). Запоминается сын Пруса Янек (Илья Ильин), кончающий с собой из-за любви к героине. Дмитрий Бертман на этот раз не стал прибегать ни к каким аллюзиям, перевертышам, «машинам времени» и т. д. Не знакомую для большинства зрителей оперу он поставил, скрупулезно следуя либретто, с лаконичо придуманными мизансценами. Все очень корректно. Правда, шествие в финале фигур с выбеленными лицами – «теней» бывших возлюбленных Элины – производит несколько комическое впечатление, снижая задуманный Чапеком и Яначеком трагический пафос. Ну а появление в зале музыкального руководителя спектакля и дирижера Геннадия Рождественского публика каждый раз встречала овациями стоя, что означает: критикам – критиково, зрителю – зрителево.