Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Александр Роу. Жизнь, похожая на сказку

Развлечения
Александр Роу. Жизнь, похожая на сказку
Советский кинорежиссер Александр Роу. / Фото: РИА «Новости»

В сети столичных кинотеатров для детей и юношества проходят обширные мероприятия в рамках Благотворительной программы «Рождественский кинокалейдоскоп. В гостях у сказок Александра Роу»

«Рождественский кинокалейдоскоп», посвященный памяти Александра Роу, – социально-творческий проект, который стартовал в декабре 2012 на нескольких киноплощадках Москвы. Координаторами проекта, организованного при поддержке Департамента культуры г. Москвы, стали сотрудники методического центра на базе кинотеатра «Полет» Елена Закерьяева и Полина Завираева. Программа рассчитана на детей 6–11 лет, в том числе, из социально незащищенных семей и воспитанников детских домов. Именно поэтому вход на все мероприятия в рамках проекта бесплатный.

На открытие программы в Библиотеку киноискусства им. С.М. Эйзенштейна приехали люди, с детства известные не только нынешним малышам, но и их родителям, и даже бабушкам: художественный руководитель киножурнала «Ералаш», ученик Александра Роу Борис Грачевский, исполнители ролей в фильмах Роу Наталья Седых (Настенька, «Морозко»), Сергей Николаев («упитанный, но невоспитанный» царский сын Андрей «Варвара Краса Длинная коса») и другие. А затем в детских кинотеатрах «Полет», «Вымпел», «Искра», «Молодежный», «Юность» и «Салют» начался двухнедельный киномарафон - ретроспектива фильмов Александра Роу и показ киноспектаклей «Маленький Роу» (автор и режиссер Ж. Соколова).

14 января в 19 часов в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна состоится киновечер «Старый Новый год в кругу друзей и сподвижников великого киносказочника Александра Роу», а 19 и 26 января там будет организован ретроспективный показ фильмов Александра Роу в режиме 3D. В этом формате работы великого детского режиссера можно будет увидеть впервые. Начало сеансов – в 12.00, 14.00, 16.00. Кроме того, до конца января в библиотеке работает выставка–перфоманс, включающая в себя плакаты, фотографии и инсталляции, посвященные фильмам А. А. Роу.

«Сама фигура Александра Роу загадочна и парадоксальна, - говорит Елена Закерьяева. – Родом из города Юрьевец Костромской губернии, он имел смешанную кровь. Его отец Артур Говард Роу — ирландский инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство. Женился на гречанке. Работал в Юрьевце. В 1914 году отец режиссера, оставив семью – больную жену и сына, вернулся на родину. С тех пор на юного Александра посыпались тяжелые испытания, которые он смог преодолеть, по всей видимости, лишь благодаря природному чувству юмора и богатой фантазии, в мире которой спасался от житейских невзгод».

Детские годы режиссеры прошли в подмосковном Сергиевом Посаде. Чтобы прокормить семью, Александр пошел в помощники священника. Мальчик торговал спичками, гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. Там же окончил школу-семилетку. Вероятно, он пошел бы в священнослужители, не увлеки его иное таинство. В 1921 году он попал в агиттеатр «Синяя блуза», устроился рабочим сцены, затем окончил актерское отделение киношколы имени Бориса Чайковского, учился в Московском драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой, был ассистентом режиссера у Якова Протазанова («Бесприданница» и другие фильмы).

С 1937 года он — режиссер киностудии «Союздетфильм» (затем — Центральная киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького). Роу - один из немногих отечественных режиссеров, полностью посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок. Его нередко называют первым киносказочником страны. Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — что за мистика? Что за намеки? Но самодвижущаяся печка, пятящиеся гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, о силе духа и преданности родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную» (1939), где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном» (1944), где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.

«До Роу чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации, - говорит Елена Закерьяева. – Он первым доверил волшебный сюжет живым актерам. Работал изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды – снег растаял: «Придумали в «щучье слово» внести новую сцену – «Обернись, зима лютая, летом красным». Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком – переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя».

Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках конь Ивана отказался приближаться к Змею – настолько тот был страшен.

Вершиной творческого гения Роу считается «Морозко», который принес Роу в 1965 году Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции. С 1966 года он был в прокате США. Тогда же фильм получил от Консультативного совета по кинематографии США награду «Award of Excellence» за лучший киносценарий для семейного просмотра. Одним из зрителей фильма был Стивен Спилберг, который назвал «Морозко» предтечей многих шедевров Голливуда. По собственному признанию, фильм произвел на него столь мощное впечатление, что во многом определили собственную творческую судьбу.

Никогда не забыть впечатления глубокого детства, когда я с родителями отдыхала в пансионате под Звенигродом. Пошли гулять в лес – и попали в настоящую сказку! Черти с мохнатыми хвостами и страшными рогами, огромные, мне по колено, грибы, зловещая сова на дубе, а главное – Избушка на курьих ножках, которая на моих глазах начала поворачиваться «к лесу задом, ко мне передом», и оттуда, страшно злая и раздраженная, выскочила самая что ни на есть Баба Яга! «Прыгай!» - закричал кто-то из кустов, и Баба Яга сиганула с метровой высоты. И упала, вскрикнув от боли. Встать лесная волшебница не могла, и я помню, как прониклась жалостью к зловещему персонажу, потому что боль она испытывала самую обычную, человеческую…

Уже потом выяснилось, что мне посчастливилось попасть на съемки фильма Александра Роу «Золотые рога» (1972), и чертями были загримированные пионеры из соседнего лагеря, а Баба Яга – легендарный Милляр – прыгая из своей избушки, по-настоящему сломала ногу. Съемки пришлось продолжить уже с почти натуральной «костяной ногой» - в гипсе. Мы приезжали в этот пансионат еще несколько раз, и, хотя такого чуда больше увидеть не довелось, сказочная избушка в лесу сохранилась.

В фильмах Роу часто снимались самые настоящие советские звезды киноэкрана: Сергей Столяров, Сергей Мартинсон, Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова… Борис Грачевский рассказывает: «К Роу я попал пацаном, работал грузчиком на студии Горького, а потом меня к нему пригласили администратором на фильм «Варвара-Краса». А он чужих людей терпеть не мог, у него была своя команда. И сначала он делал вид, что меня не существует, не общался со мной. А потом полюбил. И я его очень люблю за то, что он классик, и был первым, кто преподал мне азы профессии, уроки взаимоотношений с детьми, со зрителями. Я проработал с ним еще на двух картинах: «Золотые рога» и «Финист – Ясный сокол». До конца жизни в нем сохранялась доброта и наивность маленького ребенка. Когда он получил новую квартиру – пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки. Кому еще придет в голову такое придумать?».

Инна Чурикова работала с Роу над фильмом «Морозко». Она вспоминает: «Я думала просто попробоваться. Сказка мне безумно нравилась, нравился и сам Александр Артурович — такой огромный, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. «Морозко» была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом, и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок – потому что он так требовал. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

Александр Роу покорил зрителей многих стран и взял множество престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю. Парадоксально, но главный детский киносказочник не имел своих детей, личная жизнь его не сложилась, и всего себя он посвящал искусству кино, которое дарил чужим детям.

Сегодня фильмы, снятые в жанре фэнтэзи, собирают рекордное количество зрителей во всем мире. У истоков всех этих экранных чудес стоял добрый и мудрый сказочник – Александр Роу. Он скончался 28 декабря 1973 года в Москве, 40 лет назад. Похоронен на Бабушкинском кладбище. И очень бы хотелось, чтобы наступивший год был наполнен воспоминаниями о нем – волшебнике, на сказках которого выросло не одно поколение.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.