Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Семь слов в окружении Пикассо

Развлечения
Семь слов в окружении Пикассо

[b]Вот уже двадцать четыре года все меломаны трепещут перед названием этого фестиваля, с нетерпением ожидая его программ. В этот раз основная идея – «Отражения – метаморфозы»: в истории всегда есть место конгениальным личностям, способным переосмыслить сюжеты и темы уже созданных шедевров. Нынешняя выставка метаморфоз классических сюжетов в работах Пикассо сразу настраивает на атмосферу будущего преображения.[/b]Игнат Солженицын – прекрасный представитель не очень знакомой нам американской фортепианной школы, выпускник Филадельфийской консерватории как пианист и дирижер. Изюминка данного концерта заключалась не только в исполнении вариационных циклов разных эпох.Но и в том, что, вопреки традициям, сначала исполнялась музыка ХХ века – Вариации Антона Веберна и Гномические вариации Джорджа Крама, – а уже затем XIX: Вариации Бетховена на вальс Диабелли.Московская публика весьма избалована музыкой классического и романтического периодов. Гораздо реже бывает представлен ХХ век, особенно музыка западная. Потому мастерское исполнение этих произведений Солженицыным многое не только приблизило, но и открыло.Интересно, как композиторы ХХ века пытались расширить возможности инструментов, искали новые способы самовыражения. Как вам такой принцип игры на рояле – не по клавишам, а по струнам?.. Согласитесь, нам это все еще в новинку. Особенно в Пушкинском.Вариации же Бетховена хорошо знакомы всем любителям музыки. Как и вся поздняя музыка Бетховена, они полны трагизма и любви, носят исповедальный и во многом философский характер. Игнату Александровичу удалось все это передать в очень непривычной манере некой отстраненности и взгляда как бы сверху на происходящее. Идея же «переворачивания» эпох оказалась действительно кстати.Почему-то вспомнилась мечта Стравинского создать машину, которая передавала бы музыку без человека-исполнителя. Что ж, машину не создали. И слава богу.А то, быть может, не состоялся бы на следующий вечер уникальный концерт «Солистов Москвы» во главе с художественным руководителем фестиваля Юрием Башметом. Если прибавить, что в нем приняли участие итальянский виолончелист Марио Брунелло, баянист Фридрих Липс и актер Евгений Миронов – любой мало-мальски культурный человек застынет в изумлении.В программу вошли «Семь последних слов Спасителя на кресте»: одно сочинение принадлежит перу Йозефа Гайдна (1785), другое – нашей современницы, Софии Губайдулиной. Интересно проследить, как меняется восприятие сюжета от XVIII века до XX.Гайдн в свое время звучал в Великий пост в храме, где окна, стены и колонны затягивались во все черное. И только одна лампа, висевшая в центре, освещала благоговейный мрак. Епископ, поднявшись на кафедру, произносил одно из семи изречений и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры и падал на колени перед алтарным образом распятого Христа. Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова и снова покидал ее – и всякий раз вступал оркестр.Зал Музея имени Пушкина на храм похож, а Евгений Миронов слова, предназначенные для епископа, читал проникновенно, с оттенками. Оркестр продолжал и развивал смысл слов чтеца.Партита же Губайдулиной для виолончели, баяна и струнных хоть и написана на ту же тему, трактована абсолютно иначе. Это уже год 1982-й. Каждый из инструментов несет свою смысловую нагрузку. Так, виолончель говорит от имени Христа, Бога-сына, баян Липса – от имени Бога-отца, а струнному оркестру доверена роль Святого Духа. Потому виолончель – это муки и стоны. Баян – вздохи и возгласы сострадания.Причем именно в звучании баяна Губайдулина делает открытие: игра ведется одними мехами инструмента, без обычного звука. Что производит эффект тяжелого дыхания огромного существа.Струнная группа (Святой Дух) ведет свою партию отстраненно и неземно, исполняя мелодии древнецерковного склада.Сюжет, проводимый сквозь семь частей «Семи слов», хорошо известен: прощение врагов («Ибо не ведают, что творят»), обращение к матери («Се сын твой»), предвещение будущего рая («Ныне же будешь со мной в раю»), страстная мольба («Для чего ты меня оставил»), муки жажды, свершение казни, предание Духа Христа в Божьи руки. Интонации музыки Губайдулиной здесь остры, трепетны и так проникновенны, что слушатель переживает музыку как ход собственной жизни. Редкое качество для современного композитора.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.