В ГИПСЕ И БЕЗ КОЛГОТОК
[i]В Берлине-2003 из звезд оказались далеко не только супруги Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. На Берлин обрушился звездопад: Дастин Хоффман, Николас Кейдж, Ричард Гир, Николь Кидман… Джордж Клуни на Берлинале-53, как того и следовало ожидать, произвел фурор. Причем своим режиссерским дебютом, чего от него, с виду не по-режиссерски легкомысленного, не ждал никто. Второе потрясение – это русскоязычные актеры, которые заняты в каждом втором «берлинском» фильме. И, наконец, третье – наше же нахальство. [/i]С него и начнем. Нечто вопиюще беспомощное предстало взору явившихся в Тиргартен, в Дом мировой культуры, на презентацию российского телепроекта «Список влюбленных РФ», который затеял телеканал ТНТ. Это экранизации историй, нам уже однажды поведанных в программе «Окна». В зале, где показывались отснятые серии, наблюдались зрители, некоторые из них даже немцы. Перед ними-то и было как-то стыдно. Стыд внушали чрезвычайно претенциозные и невразумительные телесериальные опыты недавних вгиковцев. А в них – и опытах, и, если честно, вгиковцах — нет необходимости в программе большого международного фестиваля. Однако не стыдно было продюсеру сериала Елене Яцуре, которая присутствовала тут же, презрев сломанную ногу и февральские климатические обстоятельства (на продюсере почемуто не наблюдалось чулок-колготок, а вид педикюра на гипсе в разгар зимы как-то, признаться, угнетает ). Ну а в целом, «русские идут» по-прежнему. И, в общем, идут берлинской программе. Наши актеры заняты в половине здешних картин. Я уже писала про Чулпан Хаматову, снявшуюся в хите германского кинопроката «Прощай, Ленин», и про Екатерину Щелканову, сыгравшую аж в самом мюзикле «Чикаго». И вот новая сводка о наших успехах: проживающая в Париже питерская актриса Динара Друкарова успешно снялась во французской конкурсной картине «Мелкие купюры», Леван Учанейшвили блеснул в заметной роли русского мафиози в «25-м часе» Спайка Ли, одного из самых прославленных голливудцев. Уже за 20 минут до показа «Шика» Бахтиёра Худойназарова в зал было не пробиться. И действительно, это прелестная картина – история про трех юношей-крымчан в конце 70-х, у которых один на всех костюм, но именно с ним они связывают надежды на поистине шикарные жизненные перспективы. «На зарплату моей мамы можно было купить одну пару джинсов, их носили целыми компаниями», – рассказывает режиссер. Завораживает в «Шике» и то, что Худойназарову, уже 10 лет фактически живущему в Германии, удалось передать и дух нашего доброго старого кино, его «атмосферность», теплоту и пластичность. Так что категорический аншлаг вполне объясним. Рифму с «Шиком» составили «три товарища» из «25-го часа» Спайка Ли, кажется, главного претендента на берлинского «Серебряного медведя» за режиссуру. Герои «25-го часа» – трое ньюйоркцев — мучимы, знаете ли, «достоевскими» какими-то страданиями. Они живут на обломках могущественной некогда цивилизации: окна одного (Барри Пеппер) выходят на площадку, где на руинах ВТЦ суетятся экскаваторы, другой, школьный учитель (Филипп Сеймур Хоффман), переживает крушение всех личных устоев – он влюблен в ученицустаршеклассницу, что всегда считал недопустимым. И, наконец, третий (главный герой – Эдвард Нортон) — наркодилер — связан с русской мафией и ждет наказания за это. Как ни странно, он-то и есть настоящий «достоевский» герой – Ли стремится вызвать сопереживание к торговцу наркотиками, к окончательно падшему. Результат фантастичен: фильм идет 138 минут, и зритель не отвлекается ни на минуту. Но истинной смелостью впечатлил Джордж Клуни. Его режиссерский дебют «Признания опасного человека», фильм-биография Чака Бэрриса, авантюриста, знаменитого телепродюсера и киллера на службе ЦРУ, так и искрит режиссерской выдумкой. Чего стоят только появления Мэтта Деймона и Брэда Питта в крошечных бессловесных рольках, вызвавших хохот в зале, – ведь звездные парни играли туповатых участников телешоу, прообраза «Любви с первого взгляда». Естественно, всех интересовало, как Клуни удалось заполучить парней в этот фильм. Ответ режиссера: «Парням давно хотелось побыть просто фоном». А на вопрос о плюсах режиссерской профессии Клуни ответил: главный – быть боссом Джулии Робертс. Она тоже занята в «Признаниях», причем в роли вероломной киллерши. Режиссер-дебютант сменил не только профессию, но и, знаете, подбородок. Фокус в том, что Клуни явно сделал пластическую операцию – его знаменитая ямочка на подбородке исчезла, уступив место волевым линиям. Но мягкая ироничность осталась: на пресс-конференции Клуни просил прощения у папы и мамы за часто употребление слова «fuck» в его фильме. Извиняться в Берлине на этот раз принято. Дастин Хоффман, приехавший сюда в связи с получением приза «Золотая камера» за кинозаслуги и фильмом «Лунная миля», сразу бросился принимать участие в акции ЮНИСЕФ против войны в Ираке. Причем начал свое выступление со слов: «Я не антиамериканист, но. . .» Звучало божественно.