Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Вадим Абдрашитов: Достигнув дна, начнем двигаться вверх

Развлечения
Вадим Абдрашитов: Достигнув дна, начнем двигаться вверх
Вадим Абдрашитов: Достигнув дна, начнем двигаться вверх. / Фото: РИА «Новости»

Мы беседуем с Вадимом Абдрашитовым в его студии «Арк-фильм» на «Мосфильме».

— Вадим Юсупович, начнем с поздравлений: со второй «Никой» вас! Первую вы получили в 2003 году за ваш с Миндадзе фильм «Магнитные бури». Кстати, в этом году исполняется 10 лет, как вышел этот фильм, после него вы ничего не снимали. Столь большая пауза в работе с чем связана?

— Спасибо за поздравления. А что касается работы... Шесть лет я потратил на поиски денег на один дорогой по российским меркам проект. Мне нужно около 20 миллионов долларов. Я, наверное, переоценил и свои силы, и ситуацию с деньгами на кино в целом. Оказалось невозможным найти желающих вложить деньги в проект, маловероятно окупаемый. Другой проект, недавний, дешевле, но, надеюсь, творчески не менее интересный. Практически половина денег на него есть, надеюсь, вторую половину суммы тоже удастся найти.

— Материал долго выбирали? Может, приоткроете секрет…

— Речь идет об экранизации, авторов книг пока не хочу называть. В основе — история про то, как музею постоянно грозит разорение, соответственно, грозит разрыв истории как таковой. Хочу снять фильм про историю, которую все время обстоятельства и мы стремимся разорвать.

Об угрозе распада истории на куски. А если говорить про дорогой замысел, то это простой сюжет про детского врача, у которого заболевает свой ребенок. Но это внешняя канва сюжета, а внутри него очень много слоев, в том числе из разных эпох. Это история про то, что состав крови человека сегодня такой же, как и сто лет, и тысячу лет назад. Нормальная температура — 36,6 градуса. Основные инстинкты наши не изменились.

— Вы знаете, кто сегодня ваш зритель?

— Никогда не задумывался о зрителе как таковом, потому что был уверен: если это интересно мне, то интересно и съемочной группе, с которой я работаю, потому что видят — режиссер не просто чтото формально снимает, а увлечен и что-то «заводит». Это всегда видно потом на экране, а если так, то и зритель найдется. Наши с Миндадзе картины смотрели люди, независимо от возраста, социального статуса, образованности.

— А почему сегодня не появляются шедевры? Может, мы просто переживаем время накопления?

— Может быть, никто не знает. Это касается всего мирового кинематографа. Посмотрите, что снимают за рубежом.

А что в культуре в целом происходит… Я надеюсь, это явление временное. Думаю, сейчас идет какой-то процесс по нисходящей линии, дойдет до какого-то дна — и начнется подъем. Ну просто не может не начаться.

Вот в последнее время больше встречаю хорошей литературы. Если литературный процесс пойдет вверх, тут же появится хорошая театральная и кинодраматургия, а это сразу скажется на качестве театра и кино. Понимаете, сейчас в мире нет новой художественной идеи.

А когда этой идеи нет, ничего и не происходит. Чем, какой идеей питались советские литература, театр, кино? Звучала она просто: частная жизнь обычного человека не менее важна и интересна для искусства, чем жизнь мощного государства, чем жизнь руководителей государства, генералов, директоров заводов и фабрик, ученых. Тогда и возникла драматургия Володина, Вампилова, тогда появились в кинематографе Шукшин, Хуциев. И зрители пошли в театры и кино. Нет художественной идеи, может быть, потому, что нет идеи жизни.

Вручение «Ники» стало, безусловно, ярким культурным событием минувших дней. Лауреатом этой старейшей кинопремии, обладателями приза «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» были удостоены кинорежиссер Вадим Абдрашитов и сценарист, режиссер Александр Миндадзе. Мы беседуем с Вадимом Абдрашитовым в кабинете его студии «Арк-фильм» на «Мосфильме».

Вадим Юсупович, начнем с поздравлений – со второй «Никой» вас! Первую вы получили в 2003 году за ваш с Миндадзе фильм «Магнитные бури». Кстати, в этом году исполняется 10 лет, как вышел этот фильм, после него вы ничего не снимали. Столь большая пауза в работе с чем связана?  

– Шесть лет я потратил на поиски денег на один дорогой по российским меркам проект.

Мне нужно около 20 миллионов долларов. Я, наверное, переоценил и свои силы, и ситуацию с деньгами на кино в целом. Оказалось невозможным найти желающих вложить деньги в проект, маловероятно окупаемый. Другой проект, недавний, дешевле, но, надеюсь, творчески не менее интересный. Половина денег на него практически есть, надеюсь, вторую половину суммы тоже удастся найти.

А сам материал долго выбирали? Может приоткроете секрет-то…

– Речь идет об экранизации, авторов книг пока не хочу называть. В основе одного фильма – история про музейного работника, про то, как музею постоянно грозит разорение и соответственно грозит разрыв истории как таковой. Про историю, которую все время обстоятельства и мы стремимся разорвать. Об угрозе распада истории на куски.

А если говорить про дорогой замысел, то это как бы простой сюжет про детского врача, у которого заболевает свой ребенок. Но это внешняя канва сюжета, а внутри него очень много слоев, в том числе из разных эпох. Это история про то, что состав крови человека сегодня такой же, как и сто лет, и тысячу лет назад. Нормальная температура 36,6 градусов. Основные инстинкты, которые нами руководят, те же самые, которые и были. 

- Вы знаете, кто сегодня ваш зритель?

- Никогда не задумывался о зрителе как таковом, потому что был уверен: если это интересно мне, то интересно и съемочной группе, с которой я работаю, потому что видят – режиссер не просто что-то формально снимает, а увлечен и что-то «заводит».

Это всегда видно потом на экране, а если так, то и зритель найдется. Наши с Миндадзе картины смотрели люди, независимо от возраста, социального статуса, образованности. Очень разный был зритель. Помню, был 84-85 год, когда еще существовала такая мощная организация со страшным названием Бюро пропаганды советского киноискусства, которая рассылала авторов фильмов, актеров по городам и весям, и они встречались со зрителями. Очень толковая организация. С картиной «Парад планет» я попал в небольшое село на юге Урала. Публикой были какие-то старушки, мужики. Можно сказать, деревенская публика. После просмотра фильма шло его обсуждение. «Парад планет» - сложная по устройству картина, по степени условности. И меня поразило, что самое главное в картине – что жизнь коротка – было принято и понято. И как-то по-своему понято. Эту встречу не забуду.

- Вы давно уже преподаете во ВГИКе, скажите, нынешние молодые идут сегодня в режиссеры по тем же причинам, по которым шли вы и ваше поколение когда-то?

- Это «штучная» профессия и студенты у нас «штучные», поэтому невозможно говорить обо всех. Но когда мы учились, а потом начинали работать, то у нас, режиссеров и сценаристов, было желание реализовать себя, сказать свое слово – а я вот так скажу о нашей жизни, потому что я – это я. А сейчас основное желание – это встроиться в общий процесс. Понять, как там делается в Голливуде, в Европе, у модных режиссеров и встроиться в мейнстрим или в так называемый арт-хаус. Конечно, есть исключения, которые являют собой нашу надежду. Но это то, что по эту сторону кинокамеры, а по ту сторону – молодежь иногда меня приятно удивляет. Относительно недавно я был в Политехническом, на премьере новой программы моего друга, с которым учились ещё на Физтехе, известного актера Александра Филиппенко. Он по-прежнему  активно и талантливо занимается, я бы сказал, подвижническим просветительством. В новой программе «Демарш энтузиастов» читает Солженицына, Довлатова, Высоцкого… Эти тексты интересны моему поколению и людям чуть младше нас, и я понимал, примерно какого возраста зрителей увижу в Политехе.  Но увидел в основном совсем молодых. Для меня это было вовсе удивительным. Но еще больше я был поражен, как эта публика воспринимала эту литературу, самого чтеца. Они были в курсе каким-то образом. Разная молодёжь…

В сослагательном наклонении мало смысла и все-таки: если бы вам сегодня было 18 лет и нужно было выбирать профессию, пошли бы в режиссеры?

- Наверное, да. Мои чувства к кино не остыли никак, по-прежнему его люблю. Просто даже как зритель. Я киноман. Другое дело, что поле для самоопределения изменилось. Мы начинали, когда еще инерция взлета отечественного и мирового кино была достаточно мощная. Еще снимали Феллини, Ромм, Райзман работал, писали Габрилович, Шпаликов, еще снимались великие американские, итальянские картины. Сегодня это пейзаж после битвы. А тогда наши надежды были более полновесны.

- А почему сегодня не появляются шедевры? Может быть, мы переживаем сейчас время накопления?

- Может быть, никто этого не знает. Это касается всего мирового кинематографа. Посмотрите, что снимают американцы, французы, итальянцы, немцы. А что в литературе происходит, в театре, вообще в культуре в целом…  Я надеюсь, что это явление временное. Не могу себе представить, чтобы без искусства человечество как-то существовало. Если может, тогда я не знаю, что сказать. Но я надеюсь, что это не так. Думаю, сейчас идет какой-то процесс по нисходящей линии, дойдет до какого-то дна, а потом начнется подъем. Не может, не начаться. Последнее время стал больше встречать хорошей литературы. Не сравнить опять же с литературой 60-70-х годов, но и с тем, что было  10-15 лет назад. Если литературный процесс пойдет вверх, тут же появится хорошая театральная и кинодраматургия и это сразу скажется на качестве и театра и кино.

Почему сейчас этого нет?  Потому что нет новой художественной идеи. Причем во всем мире. А когда этой идеи нет, то ничего и не происходит. Чем питались советские литература, театр, кино?  Какова была художественная идея, двигавшая их?  Звучала она просто - частная жизнь обычного человека не менее важна и интересна для искусства, чем жизнь мощного государства, чем жизнь руководителей этого государства, генералов, директоров заводов и фабрик, крупнейших ученых. Тогда и возникла драматургия Володина, Вампилова, тогда появились в кинематографе Шукшин, Хуциев… И зрители пошли  в театры и кино. Нет художественной идеи, может быть, потому, что нет идеи жизни.

Как заметил худрук «Ники» Юлий Гусман, «устойчиво в головах зрителей и критики — Абдрашитов и Миндадзе, это связка, вошедшая в историю советского и российского кино».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.