Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Эпоха Старбакс и Макдональдс

Эпоха Старбакс и Макдональдс

Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Высоцкий и кино

Развлечения
Высоцкий и кино

[i]За свою более чем двадцатилетнюю карьеру в кино Владимир Высоцкий снялся в 31 фильме. Были у него и по-настоящему удачные роли: «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Плохой хороший человек», «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии». А вот роли более чем в 20 фильмах прошли мимо него.[/i][b]На пограничника не потянул[/b]Карьера Владимира Высоцкого в кино могла начаться в 1957 году, когда он учился на 2-м курсе Школы-студии МХАТ. В 1957 году на него обратила внимание съемочная группа фильма «Над Тиссой». Будущая роль Высоцкого была сугубо проходной – он должен был сыграть безымянного пограничника. Но ведь все с чего-то начинают! Однако надежды Владимира не оправдались: в самый последний момент его кандидатура отпала. А жаль, поскольку этот фильм мог если не круто, то, во всяком случае, существенно поспособствовать творческой карьере Высоцкого: в 1958 году боевик «Над Тиссой» стал лидером проката (1-е место), собрав на своих сеансах 45,74 млн. зрителей. Вскоре, правда, Высоцкий все-таки умудрился дебютировать в кино, однако особой радости молодому актеру это не принесло: в фильме «Сверстницы» (1959) он сыграл роль безымянного студента: его лицо на несколько секунд мелькнуло среди таких же, как и он, студентов-статистов.И только летом 60-го ему, молодому актеру, повезло: им заинтересовались в съемочной группе фильма «Карьера Димы Горина», где Высоцкому была предложена пусть эпизодическая, но все же куда более масштабная, чем предыдущая, роль – шебутной шофер из бригады монтажников по имени Софрон.И все же, несмотря на то, что после роли Софрона Высоцкого стали приглашать сниматься в разные картины, роли эти были сплошь эпизодические. Хотя в 1961 году судьба киноартиста Высоцкого могла круто измениться.Его бывший приятель по компании с Большого Каретного Андрей Тарковский пригласил Владимира попробоваться на главную роль капитана Холина в свою дебютную ленту «Иваново детство». Этому фильму суждена будет звездная судьба – он завоюет «Золотую пальмовую ветвь» на Венецианском фестивале в 1962 году. Но, увы, худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны – на умудренного жизнью фронтовика Высоцкий явно не тянул. В итоге эту роль сыграл Валентин Зубков.[b]Ни Фолкнера, ни «Рублева»[/b]После того как в последующие несколько лет Высоцкий записал на свой счет еще несколько эпизодических ролей, он превратился в типичного актера эпизода. В те годы он играл: молоденького солдатика в «Живых и мертвых» (1964), бригадира строителей в «На завтрашней улице» (1964), радиомеханика в «Нашем доме» (1965). В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964) Высоцкому выпало сыграть роль деревенского парня, однако в окончательный вариант фильма эта роль не вошла – ее вырезали.Была еще причина, которая отвадила от Владимира многих кинорежиссеров: обозначившаяся дружба актера с «зеленым змием». Например, еще в 1963 году начальник актерского отдела «Мосфильма» Адольф Гуревич был категорически против съемок Высоцкого в фильме «На завтрашней улице», уже тогда считая актера алкоголиком (на тот момент Высоцкому шел 26-й год). Но режиссер фильма Ф. Филиппов сумел-таки уговорить Гуревича, который все же пригрозил Высоцкому: сорвешься – вышибу с киностудии с «волчьим билетом».Болезнь Высоцкого окончательно отвадила от него и Андрея Тарковского. Еще в 63-м году тот предложил актеру роль в телеспектакле по Фолкнеру, но накануне съемок Высоцкий запил. Тем не менее даже после этого Тарковский год спустя (в конце 64-го) пригласил Высоцкого в свой новый фильм, которому опять же будет суждена звездная судьба – «Андрей Рублев», где Высоцкий должен был сыграть сотника Степана.Актер удачно прошел фотопробы, но перед кинопробами внезапно ушел в запой. И Тарковский сказал тогда Высоцкому: «Извини, Володя, но я с тобой больше никогда не буду работать». И слово свое сдержал.По этой же причине испортились отношения Высоцкого и с другим кинорежиссером – Эдмондом Кеосаяном, который перестал приглашать Высоцкого в свои фильмы (хотя постоянно снимал в них своих друзей). Размолвка Кеосаяна и Высоцкого случилась в 1965 году, когда режиссер пригласил актера на роль гармониста Пчелки в комедию «Стряпуха». Съемки проходили на Кубани, где Высоцкий развернулся во всю ширь своего загульного характера.После нескольких скандалов Кеосаян даже предложил озвучить роль героя Высоцкого другому исполнителю. Так что роль в «Стряпухе» можно смело назвать одной из самых странных киноролей Высоцкого: там он блондин, ходит с гармошкой, говорит и поет не своим голосом. Не случайно сам Владимир Семенович считал эту роль недоразумением.[b]Кто здесь не бывал…[/b]Тем временем по стране с фантастической скоростью распространяются магнитофонные записи песен в исполнении Владимира Высоцкого. Именно эти записи стали поводом к очередной кинороли Высоцкого – в фильме «Вертикаль» режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Сценарий фильма был откровенно слабым, но поскольку принадлежал перу одного из чиновников Госкино, был обречен на постановку.А Говорухин с Дуровым взялись за него только потому, что задумали в качестве палочки-выручалочки использовать популярные альпинистские песни. А их в те годы лучше всех писал Юрий Визбор. Вот к нему и отправился Дуров. Но Визбор, прочитав сценарий, работать отказался. После чего Дуров отправился в картотеку «Мосфильма» – искать подходящих актеров на роли. Там он набрел на карточку Высоцкого и спросил у хозяйки кабинета: мол, это не тот ли Высоцкий, который песни пишет? – «Тот, тот!» В итоге фильм «Вертикаль» стал заметным явлением в советском кинематографе только благодаря песням Высоцкого. Фирма «Мелодия» даже выпустила пластинку с этими песнями, после чего чуть не из каждого советского окна можно было услышать уже знакомый всей стране «хрипатый» голос: «Кто здесь не бывал, тот не рисковал…»Вообще 1966 год можно считать переломным годом в биографии Высоцкого-киноартиста. В «Интервенции» Геннадия Полоки он сыграл большевика-подпольщика Воронова, а в «Коротких встречах» Киры Муратовой – геолога Максима (здесь главного героя должен был играть Станислав Любшин, но он в те дни получил куда более заманчивое предложение от Владимира Басова сыграть советского разведчика в эпопее «Щит и меч»). Цензура отнеслась к этим лентам безжалостно: «Интервенцию» запретили к показу (она выйдет только 20 лет спустя), а «Короткие встречи» были купированы и тоже фактически вышли в прокат только в годы перестройки.В 1967 году Высоцкий сыграл одну из лучших своих ролей в кино – белогвардейского поручика Брусенцова в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища».Хотя после скандала с «Интервенцией» Карелов внезапно испугался брать Высоцкого и решил отдать эту роль Олегу Янковскому.Но авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид категорически настаивали на кандидатуре Высоцкого. Тем не менее утверждение актера «в верхах» проходило с большим скрипом. Особенно решительно против Высоцкого выступал все тот же начальник актерского отдела «Мосфильма» Адольф Гуревич. Сам Высоцкий так описывал своей жене Людмиле Абрамовой перипетии этого инцидента: «Гуревич кричал, что он пойдет к Баскакову и Романову (руководители кинематографии Союза). Это все по поводу моего старого питья и «Стряпухи» и Кеосаяна. Все решилось просто. Карелов поехал на дачу к больному Михаилу Ильичу Ромму, привез его, и тот во всеуслышание заявил, что Высоцкий-де его убеждает, после чего Гуревич мог пойти только в ж..., куда он и отправился незамедлительно...»[b]Волка озвучить не удалось[/b]Между тем по мере роста популярности Высоцкого-певца «магнитиздата» учащались нападки на него со стороны властей. Тем не менее в 1968 году Высоцкий сыграл очередную главную роль в кино – в фильме Владимира Назарова «Хозяин тайги» – бригадира сплавщиков Ивана Рябого. Однако и тут утверждение его на роль было делом нелегким, поскольку руководство «Мосфильма» было напугано недавними статьями против Высоцкого-певца в прессе.Тогда Назаров отправился за поддержкой к секретарю райкома партии Шабанову. Но и тот отказался помогать, заявив: «Высоцкий – это морально опустившийся человек, разложившийся до самого дна». Тогда Назаров использовал последний аргумент: «Я вам обещаю, что в моей картине Высоцкий будет ходить как шелковый». Как ни странно, но Назарову в итоге поверили.Правда, сам он вскоре об этом пожалел. Во время съемок фильма его отношения с Высоцким настолько испортились (они кардинально разошлись в своем понимании концепции фильма), что даже не разговаривали друг с другом на съемочной площадке, а иной раз Назаров просто не приходил на съемки в те дни, когда должен был сниматься Высоцкий.Мало кто знает, но в том же 1968 году Высоцкий мог сыграть куда более эпохальную роль: в мультфильме «Ну, погоди!» режиссер Вячеслав Котеночкин хотел, чтобы он озвучил Волка. Однако высокое начальство наложило на его кандидатуру табу и роль была доверена Анатолию Папанову. И все же Высоцкого Котеночкин в картину все равно вставил: его «Песню о друге» Волк насвистывал, забираясь по веревке к Зайцу на балкон.В 1969 году режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил Высоцкого на главную роль в фильме «Опасные гастроли». Дабы обмануть чиновников из Госкино, у которых все еще стоял перед глазами большевик Бродский из «Интервенции», Хилькевичу пришлось пойти на хитрость. Он пригласил на пробы еще нескольких актеров (Евгения Жарикова, Юрия Каморного, Романа Громадского, Вячеслава Шалевича), но честно признался им, что видит в этой роли только Высоцкого и попросил их на пробах играть в полсилы. Те отнеслись к его просьбе с пониманием и свои пробы запороли. В итоге худсовет киностудии утвердил Высоцкого.[b]Только через мой труп![/b]В конце 60-х Высоцкий превратился в настоящую звезду с оттенком диссидентства (благодаря песням), многие режиссеры были готовы приглашать его в свои проекты именно из-за этого имиджа.Однако чиновники Госкино подобные попытки пресекали на корню. В итоге только в одном 1970 году Высоцкий не сыграл сразу в нескольких фильмах: в частности, у Алексея Германа в «Проверке на дорогах» и у Геннадия Полоки в «Одном из нас». Причем если в первом фильме он должен был играть раскаявшегося предателя-полицая, то во втором – лихого кавалериста, помогающего чекистам.Что вызвало бурное негодование власть имущих. Так, секретарь Союза кинематографистов Всеволод Санаев гневно заявил: «Только через мой труп в этом фильме будет играть Высоцкий! Надо будет, мы и до ЦК дойдем!» Но в ЦК идти не пришлось, так как и там сторонников Владимира Высоцкого не нашлось. К тому же свое веское слово сказал и КГБ, курировавший съемки фильма подобной тематики. Допустить, чтобы советского разведчика играл алкоголик, человек, бросивший семью и заведший амурную связь с иностранкой (с Мариной Влади), комитет глубокого бурения, естественно, не мог.Начальник 5-го управления (идеология) Филипп Бобков так и заявил: «Я головы поотрываю руководителям Госкино, если они утвердят кандидатуру Высоцкого!» Головы отрывать никому не пришлось – Высоцкого не утвердили.Совсем по иным причинам ушла от Высоцкого роль в фильме Василия Ордынского «Красная площадь» (1971), где Высоцкий должен был играть роль матроса Володи. Эта роль сценаристами Дунским и Фридом писалась непосредственно для него, однако Ордынский видел в этой роли другого актера – Сергея Никоненко. К тому же не снимать Высоцкого советовал худрук объединения Юлий Райзман, который видел пробы Высоцкого и сказал, что этот актер экстра-класса забьет в фильме всех остальных. Но сценаристы продолжали стоять на своем. И в итоге Карелов уступил. Но тут в дело вмешались непредвиденные обстоятельства. В июле 69-го Высоцкий едва не умер и вскоре после выписки из больницы отправился с женой в круиз. И роль досталась Никоненко.В 1970 году Высоцкий имел хороший шанс сыграть роль-визитку: Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «12 стульев». Из нескольких десятков кандидатов на эту роль Гайдай выбрал именно его, но Высоцкий отплатил ему черной неблагодарностью – буквально накануне съемок ушел в загул. В результате Бендера сыграл Арчил Гомиашвили.[b]На чужой почве не зацвету[/b]Год спустя режиссеры фильма «Земля Санникова» Альберт Мкртчян и Леонид Попов собирались снимать в своей ленте звездную пару: Высоцкий должен был играть певца Крестовского, а Влади – возлюбленную начальника экспедиции. Но высокие инстанции запретили это делать. Даже поход актера к секретарю ЦК Шауро не изменил ситуации – вместо Высоцкого пришлось взять Олега Даля.Всю горечь от этой ситуации Высоцкий излил в письме к С. Говорухину: «Нужно просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я – одиозная личность, что будут бегать смотреть на Высоцкого, а не на фильм, а всем будет плевать на ту высокую нравственную идею фильма, которую обязательно искажу, а то и уничтожу своей неимоверной скандальной популярностью... Вырубят меня с корнем из моей любимой советской кинематографии. А в другую кинематографию меня не пересадить, у меня несовместимость с ней, я на чужой почве не зацвету, да и не хочу я...» И все же окончательно «вырубить» Высоцкого из кинематографа чиновникам от кино было не суждено. В том же 72-м году один мэтр – Александр Столпер взял его на главную роль в картину «Четвертый» (Высоцкий сыграл человека, предавшего своих друзей и светлые идеалы), другой – Леонид Хейфиц – на роль фон Корена в «Плохом хорошем человеке».В последние шесть лет своей жизни Высоцкий снялся еще в шести фильмах. Особо урожайным оказался 1976 год, когда на экраны страны вышли сразу три фильма с участием актера: «Единственная дорога», «Единственная» и «Бегство мистера Мак-Кинли». Однако все роли у Высоцкого там были эпизодические. Кроме этого для «Бегства...» он написал девять баллад, а цензура оставила... только две. Еще хуже получилось с фильмом «Стрелы Робин Гуда»: из него вылетели все баллады, написанные Высоцким, после чего музыку был заново приглашен написать Раймонд Паулс (все эти баллады позднее войдут в картину «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», которая выйдет на экраны страны уже после смерти Высоцкого).На эти же годы выпадают и пять очередных «отключений» Владимира Высоцкого. Мимо него прошли роли в таких фильмах, как «Прошу слова», «Иван да Марья», «Одиножды один», «Сладкая женщина» и «Емельян Пугачев». Особенно обидным был запрет на участие в последнем фильме, где Высоцкого собирались снимать в главной роли. Говорят, пробы у него были такие, что даже консультанты были потрясены ими. Но чиновники из Госкино отдали роль Евгению Матвееву, который однажды уже «перебегал дорогу» Высоцкому: в 1972 году именно его утвердили на главную роль в картине «Я – Шаповалов Т. П.»[b]От арапа мало что осталось[/b]В 1977 году, после пятилетнего перерыва, зрители вновь увидели Высоцкого в главной роли: в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» он сыграл роль арапа Ибрагима Ганнибала. И здесь не обошлось без интриг. Киношные начальники, узнав, что Александр Митта собирается снимать Высоцкого, предложили ему взять на главную роль эфиопа – студента Литературного института Тэсфаи Гессео. Когда тот узнал об этом, то был на седьмом небе от счастья. Митте он так и сказал: «Если я снимусь в роли потомка НАШЕГО национального поэта (все эфиопы считают Пушкина своим поэтом), то я сразу стану богатым человеком» Увы, но мечтам честолюбивого студента не суждено было сбыться: Митта сумел настоять-таки на кандидатуре Высоцкого. В итоге роль арапа актера разочаровала, поскольку от того, что было в сценарии на экране мало что осталось. На этой почве у него даже расстроилась дружба с Миттой (а до этого они в течение шести лет дружили семьями).Понимая, что чиновники из Госкино не дадут ему нормально работать в кино и в дальнейшем, Высоцкий в конце 70-х «ушел» на телевидение, где и сыграл Глеба Жеглова в «Месте встречи изменить нельзя» (1979) и Дон Жуана в «Маленьких трагедиях» (1980).Мало кто знает, но в последнем фильме Высоцкий должен был сыграть две роли: вторая – Мефистофель. Однако исполнить ее помешала уже известная нам болезнь Высоцкого. Накануне съемок он «развязал» в Минске и на съемки в Баку приехал в разобранном состоянии. Сутки киношники ждали, когда Высоцкому полегчает, но все было напрасно. В итоге роль досталась актеру с Алтая Кочегарову.В 1980 году Высоцкий планировал новые работы в кино. Он собирался быть режиссером и исполнителем главных ролей в фильмах «Зеленый фургон» (роль Красавчика) и картине по рассказам генерала Войтенко о последних днях войны. Увы, но июль 80-го перечеркнул эти планы.[b]КИНОСТУДИИ, ГДЕ СНИМАЛСЯ ВЫСОЦКИЙ:[/b][i]«Мосфильм» – 15 фильмовОдесская – 5 фильмов«Ленфильм» – 4 фильмаБелорусская – 3 фильмаИмени Горького – 2 фильмаСвердловская – 1 фильм[/i][b]ГОНОРАРЫ ВЫСОЦКОГО В КИНО[/b][i]«Штрафной удар» (1963) – 1034 рубля«Стряпуха» (1966) – 740 руб.«Я родом из детства» (1967) – 660 руб.«Короткие встречи» (1967) – 1238 руб.«Вертикаль» (1967) – 1043 руб.«Служили два товарища» (1968) – 652 руб.«Интервенция» (1968) – 1500 руб.«Хозяин тайги» (1969) – 1519 руб.«Опасные гастроли» (1970) – 2000 руб.«Плохой хороший человек» (1973) – 2360 руб.«Четвертый» (1973) – 2340 руб.«Единственная дорога» (1976) – 405 руб.«Бегство мистера Мак-Кинли» (1976) – 700 руб.«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1977) – 3540 руб.«Место встречи изменить нельзя» (1979) – 8400 руб.«Маленькие трагедии» (1980) – 960 руб.[/i][b]На фото:[/b] Остапа Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая (1970) сыграл Арчил Гомиашвили. А чуть было не сыграл Владимир Высоцкий. Великий комбинатор вполне мог выглядеть и так

Подкасты