Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Хипповый рай

Общество
Хипповый рай

— Спасибо, девочки, ваши одеяла помогли нам устранить неполадку в самолете, — бортпроводник был явно доволен. Бог весть, как с помощью одеял можно ее устранить, но семичасовой перелет прошел без сучка, без задоринки и турбулентных встрясок — самолет приземлился, как в масло.«Мы пролетаем Волгоград... Баку... Тегеран», — звучало, как музыка. Самолет держал курс на Гоа, самый западный штат Индии, главную в прошлом португальскую колонию на Востоке, место, куда в 60-е годы съезжались хиппи со всего мира.— А-а-а, ма-а-ма, он опять отобрал, — рыдает восьмилетний Ленька. На вконец запуганного Леньку снова напал дюжий (по обезьяним меркам, то есть полметровый) самец и вырвал из кармана вторую блестящую пачку печенья. Обезьяны на острове Элефант (час езды по морю на катере от Бомбея, которого больше нет на географических картах, — городу сейчас вернули историческое название Мумбай) ведут себя, как наглые бандерлоги из «Маугли». Воруют из карманов туристов все, что торчит, отвешивают показательные тумаки детенышам, катаются друг у друга на спинах, путаются под ногами и всячески выражают старшему брату человеку свое обезьянье презрение — чувствуют себя хозяевами острова и положения. Местные нищенки в надежде на подаяние активно предлагают себя в качестве фотомоделей, поправляя сари, выстраивая на головах целые пирамиды тяжестей и выкрикивая: «Эй, посмотри на меня, фото, фото». Но бледнокожие гости от них только отмахиваются, тратя на обезьян метры пленки.Но переполненные катера с туристами плывут сюда все-таки не ради обезьян, а ради известных на весь мир пещерных храмов Шивы, высеченных в основании горы. Храмы Шивы – вершина индуистской архитектуры (7–8 век нашей эры), одно из чудес света. Сегодня их охраняет ЮНЕСКО — грандиозные каменные колонны и изваяния веселого и грозного Шивы, «приносящего счастье», и «короля танца», Шивы двуполого, Шивы восьмирукого, Шивы трехглазого, Шивы, который выворачивает шкуру побежденного тигра.— Купите Ксавьера, всего десять рупий, купите — вы все равно не увидите, как он выглядит, — канючит и добивается своего уличный торговец открытками. На открытке — мощи пятисотлетней давности святого Франциска Ксавьера, покровителя Гоа, истого христианина, который стал национальным индийским героем. Бывало и такое. Человек с парижским образованием, страстный миссионер, побывавший одним из первых христиан в Японии, Китае, на Цейлоне, смелый и принципиальный, он лечил, приносил удачу и обратил в христианство около полумиллиона индийцев. В южных странах покойников принято сжигать в день смерти, чтобы тело не начало разлагаться. Однако тело покойного Ксавьера, умершего на одном из островов неподалеку от Китая, привезли в Гоа без всяких признаков тления. Гоанцы назвали это чудом, официальная церковь долго не разделяла их восторгов, требуя медицинского освидетельствования (а вдруг его забальзамировали?). Но в конце концов канонизировала строптивого святого. До сих пор его мощи выносят на крестный ход 2 декабря и проносят через весь Старый Гоа. В остальные дни Ксавьер покоится в стеклянном гробу базилики Святого Франциска – одной из самых известных святынь католического мира. Нетленное тело святого подвергалось нападению слишком рьяных поклонников – и сейчас у святого не хватает пальцев, оторванных в порыве обожания.— Задержитесь немного, пусть подъедут еще машины, и вы поедете колонной – на этом отрезке дороги возможны нападения. Или нет, лучше мы вас проводим, — и полицейский с мигалкой едет с нами через ночь по дороге из чистенького Гоа в глубь полуострова. Утром мы благополучно въезжаем в Хампи. Это маленькая, живописная, грязная деревушка с босыми, улыбчивыми, не слишком одетыми жителями, обезьянами и волами с раскрашенными рогами на дорогах.Хампи прославилась на весь мир благодаря тому, что ее именем называют сегодня развалины столицы империи Виджаянагара, которая в средние века была одной из самых могущественных империй Азии. По иронии судьбы, Виджаянагара (Город Победы), основанный в 1336 году, охранялся мусульманскими наемниками и был сожжен и разграблен мусульманами, искавшими золото, на которое индусы не скупились, оформляя свои дворцы и храмы.От деревянных построек не осталось и следа, но богато декорированные каменные храмы, которые кажутся хрупкими и ломкими на фоне гигантских валунов, застывших в самых причудливых, почти нереальных конфигурациях (результат сильных перепадов температур), оставляют грандиозное впечатление.Вежливый местный житель готов за несколько долларов целый день водить нас по развалинам и сыпать сказками, легендами, фактами. С большим мужским уважением говорит он о царе Кришнадеварайе, при котором Город Победы достиг наивысшего расцвета. Царь был человеком широких взглядов и на мораль, и на культуру. «А вот здесь был рынок проституток», – лукаво потупившись, говорит индус.Развалины Хампи сохранили множество чудес техники. На земле лежат тяжеленные каменные двери, которые могли открыть только слоны. Во дворе храма Виттала «припаркована» каменная колесница с высотой колес в полтора человеческих роста (колесница «на ходу», и тот, кто сможет сдвинуть ее с места, может рассчитывать на исполнение любого желания). Многочисленные туристы изо всех сил колотят по шестидесяти пяти колоннам, пытаясь извлечь музыку колонн. В древние времена возле каждой колонны ставили девочку с палочкой, девочки били палочками по колоннам, и эта музыка разносилась на многие десятки километров вокруг. Зато нам посчастливилось услышать другую музыку — под сводами действующего храма Вирупакша собрались десятки индусов, взяли в руки все, из чего можно выстукивать ритм, одни затянули, другие подхватили что-то заводное, свинговое, ликующее, весело оглядываясь на застывших европейцев. Кстати, о нотах индусы не имеют ни малейшего понятия, их пение — сплошная импровизация.Европейцу может показаться, будто индусы не обращают особого внимания на внешнюю сторону быта, но вкуса к изощренной сложности бытия они не утратили. На индусе не увидишь грязной рубашки или сари, и даже в набитом городском автобусе в жару не почувствуешь, простите, запаха пота. Омовения дважды в день, масла, благовония – все это для индуса незыблемо. Готовя еду, индус помнит, что блюдо должно иметь четыре вкуса – горький, соленый, кислый и сладкий, чтобы достичь гармонии.Древность этой нации сказывается самым неожиданным образом. Недавно проведенные исследования показали, например, что любой индийский мальчик лет десяти различает больше оттенков цвета, чем европейский художник. «Не обсуждайте их даже по-русски, – предупреждает экскурсовод. – Они же все телепаты, понимают и без языка».Каждый индус обречен быть полиглотом. Помимо родного языка своего штата (в Гоа это канкани), он обязан знать общий для всей Индии хинди и английский. Кстати, хинди, на котором говорил северный народ арии, многими индусами принимается в штыки, как язык оккупантов. Здесь даже существует общество защиты английского языка, представители которого водят по улицам осла с табличкой: «Я говорю на хинди».По мере сил индусы пытаются бороться здесь с ростом населения, которое давно уже перевалило за миллиард (около 50 миллионов человек вообще нигде не учтены). Но женщины по традиции рожают столько, сколько Бог послал, и носят своих чад на руках до пяти лет, позволяя им все. Отчего дети почти никогда не капризничают.Кстати, одна из причин, по которой многие индусы недолюбливают Индиру Ганди, – это ее попытка изменить демографическую ситуацию с помощью насильственной стерилизации, когда многие жители, особенно в деревнях, шли «на обследование» и даже не знали, что их ждет. Салман Рушди, автор знаменитых «Сатанинских стихов», описал это в одном из своих рассказов.«Шопинг» в Индии – это не только поход по магазинам, а целое искусство. Здесь покупатель просто обязан торговаться. В противном случае торговец не поймет вас и почувствует себя глубоко оскорбленным. Услышав в ответ на свой вопрос: «Сколько?» цену, вы должны поделить ее пополам, и тут начнется борьба не столько за лишние рупии, сколько за моральную победу.«Сколько стоит это сари? – Тысячу. – А пятьсот? – Мадам!!! Это же натуральный шелк. – Пятьсот – хорошая цена. – Посмотрите, какой орнамент! Такой украшает только королевские одежды. Девятьсот. – У вас сейчас туристов мало. Шестьсот. – Мадам, вы случайно не бизнесом занимаетесь? Восемьсот пятьдесят. – Шестьсот пятьдесят. Я все равно это вряд ли надену. – Вы можете сшить себе из сари занавески. – Занавески у меня уже есть. – Мадам, я хочу, чтобы вы были счастливы, но и я хочу остаться счастливым. Восемьсот. – Так и быть, семьсот. – Эх, мадам! Забирайте. Вы хоть счастливы? Ну, значит, я тоже».Если торговец не сдается, можно применить «психологическую атаку»: произнести магическую фразу: «Это моя последняя цена» и гордо удалиться. В 9 случаях из 10 торговец, причитая, побежит за вами с товаром вдогонку.Атрибут любой индийской дороги – это корова. Целые стада коров – идут себе, не ведя ни ухом, ни рогом. На них нельзя даже бибикнуть, хотя обычно индусы гудят впрок даже на пустых поворотах, предупреждая потенциального встречного о своем приближении. И если ее величество корова разлеглась посреди дороги, придется извернуться и тихонечко ее объехать.Случайный наезд на корову влечет за собой огромный штраф и судебное разбирательство. К тому же индус никогда не простит себе убийство коровы – это равнозначно убийству брамина (священника).До сих пор в большинстве случаев жених и невеста в Индии знакомятся друг с другом только на помолвке. До этого отец невесты тщательно изучает брачные объявления, а затем лично обзванивает выбранных женихов, чтобы понять, как разговаривают их родители. И хотя жесткое деление на касты в независимой Индии устранено, из сознания большинства индусов оно так и не ушло, и намеки на принадлежность к той или иной касте вписываются в эти объявления этаким эзоповым языком. Например, от потенциальной невесты могут потребовать умения играть на музыкальных инструментах, что принято в высших слоях общества. Перед помолвкой молодые обязательно должны пообщаться с астрологом, и если гороскоп окажется неблагоприятным, свадьба, скорее всего, не состоится. Самое трудное для молодой жены – и здесь индусы ничем не отличаются от других народов – установить контакт со свекровью.В индийском законодательстве прописано: – если в семье погибает молодая жена, прожившая с мужем не больше двух лет, подозрения в первую очередь падут на свекровь.Впрочем, Гоа занимает одно из самых последних мест по количеству преступлений, а в Гималаях вообще нет тюрем. Куда переселится твоя душа, зависит от твоей земной жизни, и в этом смысле индусы действительно придумали хорошую религию.

Подкасты