Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

В Кремле поселилась Тоска

Развлечения
В Кремле поселилась Тоска

[b]В минувшие выходные начались первые российские гастроли римского Театро дель опера — главного в Италии конкурента миланского театра Ла Скала.[/b]Несмотря на то, что в прошлом году Большой театр возил в Рим «Золотого петушка», ответные гастроли прошли не на сцене Большого, а в Кремлевском дворце.Большой оказался мал для Римской оперы. Ради этих гастролей зал Государственного Кремлевского дворца на пять с лишним тысяч мест оборудовали новейшей звуковой системой «Меер-саунд» — «специально сдизайнированной для оперных концертов на открытых воздухах», — как охарактеризовала ее наша переводчица на предваряющей гастроли пресс-конференции. То, что опера сегодня способна собирать и «открытые воздухи», и пятитысячные залы, было наглядно доказано в эту субботу. Публика продемонстрировала полную готовность к восприятию оперного искусства. Из билетов (от 300 до 5500 рублей) раскупались — уверяли организаторы — в первую очередь дорогие, а мобильник во время спектакля пискнул, кажется, только раз и стыдливо затих.«Тоска» «последнего классика итальянской оперы» Джакомо Пуччини, которую порой сравнивают с «Римом» Феллини по степени влюбленности обоих авторов в Вечный город, была впервые поставлена в театре «Констанци» (первоначальное название Римской оперы) в 1900 году. А уже через два года появилась в России — в частной антрепризе Лобанова в Петербурге.Так что итальянцы помогли нам отметить столетие «Тоски» на русской сцене. Лучано Паваротти, певший в «Тоске» в Риме, сейчас находится в Петербурге, обсуждая свое участие в праздновании его 300-летия. Франко Дзеффирелли, который ставил «Тоску» четырежды, в данный момент работает над сценическим действом под названием «Каллас forever». Руджеро Раймонди, один из легендарных исполнителей роли Скарпиа, не вышел на московскую сцену по болезни.Но уже одно только участие Даниэлы Десси (Тоска) сделало этот вечер незабываемым. Сдержанные рыдания, восторг любви, ревность, гнев, смятение, попытку слукавить или запредельное отчаяние, когда гибель возлюбленного равняется гибели мира, — ее богатейший голос выражал яснее любого перевода, без труда покоряя огромный официозный зал.Впрочем, не меньшей симпатией прониклись зрители к стройному, пластичному, виртуозно использовавшему свои вокальные возможности Фабио Армилиато — в жизни он муж синьоры Десси, в «Тоске» — возлюбленный ее героини, художник Марио Каварадосси, отчего в их дуэтах, объяснениях и объятиях просматривается нечто большее, чем просто игра на сцене.Заболевшего Раймонди в роли коварного Скарпиа заменил Альберто Мастромарино — не столь демонический в качестве рокового злодея, но бесконечно трогательный в роли отвергнутого любовника, вдруг поверившего, что ему удалось вырвать, завоевать, купить близость желанной Тоски.Франко Дзеффирелли сломал привычную конструкцию оперного театра (оркестр в яме, певцы на сцене в окружении помпезных бутафорских декораций).Оркестр он посадил на сцену с загнутыми, как у раковины, краями, а певцов поднял на небольшой пьедестал. На пьедестале он оставил минимум декораций — мольберт Каварадосси в первом акте, письменный стол Скарпиа во втором и несколько валунов, у которых расстреляли Каварадосси, — в третьем. Все остальное оформление отдано экрану на заднике — интерьеры собора, перспектива залы, развалины римского Форума, над которыми постепенно светает.Дзеффирелли ввел в оперу кинематографическое ощущение крупного плана. И этот киношный принцип как нельзя лучше вписался в оперу с ее гиперусловностью, кровавым мелодраматизмом и божественными ариями.

Подкасты