Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Министерский профиль школам не понравился, а вот индивидуальные планы пришлись по душе

Общество
Министерский профиль школам не понравился, а вот индивидуальные планы пришлись по душе

[b]Слухи о том, что в 2006 году все московские школы перейдут на профильное обучение, не подтвердились. Министерство образования и науки РФ приостановило обязательное внедрение профильного образования по школам, поскольку неожиданно для себя министерские чиновники выяснили, что к началу 10 класса далеко не все ученики определяются с выбором профессии, а потому не знают, какой профиль им больше подходит.[/b]Два года назад министерство утвердило базисный план профильной школы. В его приложении содержится перечень из 11 возможных специализаций – несколько гуманитарных, естественно-научных, математическая и техническая. Определено восемь обязательных для таких учебных заведений дисциплин: математика, русский и иностранный языки, литература, физкультура, история, обществоведение и естествознание. Остальные предметы ученики могут изучать факультативно или не изучать вообще.– Профильное среднее образование хорошо тем, что, во-первых, позволяет выпускнику сосредоточиться на уроках, которые его действительно интересуют, – считает [b]заместитель председателя Московского департамента образования Лариса КУРНЕШОВА[/b]. – Во-вторых, оно существенно уменьшает нагрузку в старших классах. Но «профилизация» не должна быть повсеместной. Некоторые подростки уже в средней школе знают, кем они станут во взрослой жизни. Другие же и к одиннадцатому классу еще не выбрали институт, в который будут поступать. Поэтому важно сохранять в старшей школе не только профильные, но и обычные классы.Альтернативным профильному обучению в Москве может считаться «среднее образование по индивидуальным планам». Эксперимент по такой программе проводится в школе № 1277 Департамента образования столицы.– Еще в конце 90-х годов мы начали открывать у себя гуманитарные и математические классы, но это не снимало со старшеклассников огромную нагрузку, – рассказывает [b]директор школы Наталья ВАСИЛЬЕВА[/b]. – Несколько лет назад мне пришлось вместе с делегацией Департамента образования побывать в школах Финляндии. Вот их-то методика индивидуального обучения, правда, в несколько переработанном виде, в нашем учебном заведении и применяется.Выглядит это так: программа старшей школы практически по всем предметам (кроме иностранного языка и физкультуры) разбита на короткие и длинные курсы.Короткий – это база, без которой невозможно обойтись; он состоит минимум из четырех циклов, в каждом из которых по 15 часов.Длинный курс включает в себя подробное изучение предмета и растянут минимум на девять циклов также по 15 часов каждый. В конце 9-го класса ученики вместе с диспетчером составляют персональное расписание уроков на два года учебы. Причем, например, короткий курс химии, физики, биологии или истории можно запланировать на первые четыре месяца 10-го класса; сдать эти предметы и… забыть о них до окончания учебы. Кстати, так называемых текущих оценок в школе не существует. Старшеклассники три недели изучают материал, четвертая неделя – зачетная. По ее результатам отметки и проставляются.– Мы не исключаем из программы какие-то предметы, определенные базисным планом, а предлагаем ребятам их или в коротком, или в углубленном варианте, – объясняет Наталья Васильева. – Чтобы не случилось путаницы, диспетчер составляет индивидуальное расписание на основе существующей у нас примерной сетки занятий. Процесс этот долгий и сложный. В результате количество уроков в день не должно превышать восьми. По желанию ученика ему могут сделать «окно» между уроками, чтобы он успел поесть или отдохнуть.Пока в эксперименте по индивидуальным учебным планам участвуют только 17 столичных школ. Но к нему уже присматриваются директора остальных московских средних учебных заведений. И, быть может, скоро индивидуальное обучение станет хорошей альтернативой обучению профильному.

Подкасты
Эксклюзивы