Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Партизаны-классики в тылу модернизма

Развлечения
Партизаны-классики в тылу модернизма

[b]Квартирные выставки – реликт советского художественного подполья. Показать свои работы зрителю современному художнику тогда было или невозможно, или трудно даже в рамках таких институций, как «Малая Грузинская, 28», где при горкоме художников-графиков специально открыли выставочный зал для артнонконформистов. Но вот куратор Оксана Саркисян решила возродить забытый жанр на Первой Московской биеннале современного искусства. На мероприятии такого рода я и побывала – на акции художественной группы «Институт Лифшица». Проходила акция в полуквартире-полумастерской художников Нины Котел и Владимира Сальникова на Палихе.[/b]Обстановка вполне художественная – холсты, мольберты, книги, рисунки хозяев на стенах. Но выставки не было. Вместо нее реальное заседание сотрудников Института. Оказалось, это его штаб-квартира. Чужих, как я поняла, кроме меня человека три.Большой стол, покрытый алой скатертью, с нехитрой снедью, зеленый чай. Сначала художник Дмитрий Гутов показывал свое документальное видео о советском философе Михаиле Лифшице (1905–1983). Рассказывал фильм не столько об идеях Лифшица, сколько о его неординарной биографии. Подростком Лифшиц участвовал в Гражданской войне на стороне красных.Учился во ВХУТЕМАСе, советской новаторской художественной академии 20–30-х. Стал первым исследователем вкусов и взглядов на искусство и эстетику Маркса и Ленина. И к неудовольствию тогдашних авангардистов обнаружил, что они были сторонниками классики и противниками авангарда. Боролся с «вульгарными марксистами». Дружил с венгерским революционером и философом Георгом Лукачем (1885–1971). Терпел гонения от прилипших к марксизму мерзавцев. В конце царствования Сталина угодил в космополиты. После смерти вождя своей критикой беспринципной и подхалимской советской интеллигенции дал толчок Оттепели. В 60–70-е жестко критиковал современное искусство. Его книга «Кризис безобразия» заложила основу философской критики модернизма. Был ненавидим «передовой» интеллигенцией.В 2003 году художник Гутов собрал группу почитателей Лифшица в «Институт Лифшица». И теперь его сотрудники занимаются пропагандой идей философа и художественным творчеством в согласии с его идеями. Удивительно, что все это происходит на территории самого современного искусства в рамках его учреждений и мероприятий. К ним относится и Московская Биеннале, в рамках которой и проводятся квартирные выставки.Все члены группы – активные деятели современного искусства – художники и критики. Не художественная революция пожирает своих детей, а ее дети подняли руку на свою мать. Однако закончу свой рассказ. После просмотра фильма последовали вопросы от сотрудников Института и критика, в том числе и жесткая. Но автор нисколько не обижался, но даже соглашался с критикой. Как мне объяснили, это ординарное заседание группы. Интересно.

Подкасты