Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Как задобрить Перуна

Развлечения
Как задобрить Перуна

[b]Старостин – фигура уникальная. Певец, кларнетист, виртуозно владеющий народными духовыми (жалейкой, рожком, калюкой, литовской бирбиной, эквадорской флейтой), участник фольклорных экспедиций, легко подключающийся то к рок-группам, то к джазу, исполнитель партии Евангелиста в «Страстях по Матфею».[/b]На недавнем «Этно-фесте» в саду «Эрмитаж» он выступал в фолковой группе «Инна Желанная&»Альянс» и вместе с джазистами из «Волковтрио». Во время этого концерта случилось невероятное. Начинался дождь, и тогда Сергей исполнил напряженную, мощную по динамике песню-заклинание. И, о чудо, – дождь прекратился![b]— Сергей, вы действительно тогда повлияли на погоду?[/b]— Ну, пришлось немного пошаманить.[b]— А что за песня? Вы пели ее каким-то расщепленным звуком, напоминающим тембр жалейки. Это специальная «колдовская» мелодия?[/b]— Это «Мак» — песня открытого пространства, «степной традиции» — белгородская, весенний игровой хоровод. Звук, рожденный веками. А он обладает колоссальной «призывающей» силы. Он предназначен не для обычных слушателей, а для пространства.[b]— Магическая сторона народного творчества правда так важна?[/b]— Особенно в календарных песнях славян. Они просят языческих богов помочь тому, чтобы земля плодоносила, чтобы пошел дождь и оросил ее, чтобы земля зачала (иной раз мужчины и женщины даже совершали на месте будущего сева любовный акт), чтобы был урожай. Мне довелось однажды в селе Верещаки Брянской области наблюдать абсолютно архаический обряд «Похороны стрелы» (он проводится на христианский праздник Вознесения). «Перуньи стрелы» — это молнии – божество начинало метать весной. Они внушали людям страх, выжигали села. Обряд призван был отвести их от деревень и направить в землю, «прикармливая» ее. Хоровод выходил за околицу, где жертву высшим силам закапывали посреди посевов жита (ржи). В день праздника народ водил хороводы, потом процессия направилась за деревню. К этому моменту я с ужасом глянул на небо: тучи из фиолетовых и багряных стали абсолютно черными. Только люди успели закопать свою жертву (хлеб в тряпице) и провести хоровод, как налетело такое! Люди с криками рванулись в село, а моя съемочная группа стала прятать в автобус кинокамеру. Ураган был необычайной силы.Другой случай. Запад Тверской области, безлюдное село. Какойто диковатый пейзаж «из Тарковского». Приближается буря. И вдруг из одного из домов выходит мужик и, не замечая никого, идет вдоль деревни. Остановился, воздел руки к небу и крикнул в небо. Тут же ударил гром с молнией! Это было страшно.Ну вот. А о том, каким образом «силы» можно умилостивить, найдете массу примеров в книгах Афанасьева, Максимова, Проппа, в «Волшебных русских сказках». Я сам много раз записывал так называемые подблюдные гадания – одну из форм зимней, святочной магии. А еще подражал пастухам, которые, говорят, умели разговаривать со скотом при помощи музыкальных инструментов. Коровы различали тембры пастушьих рожков — и никогда не путали своего пастуха с чужим. Но «мои» коровы, видно, отвыкли от звуков жалейки. Они слушали, прядали ушами, заинтересованно посматривали на меня – но не выполняли мои команды.[b]— А в народе действительно до сих пор помнят древние песни?[/b]— Я вспоминаю бабушку Аграфену, которая их знала. Она пела как бы двумя разными голосами – казалось, что где-то в горле у нее спрятаны колокольчики. Меня также поразила рассказанная ею история: в конце 20-х годов к ним в деревню приезжал «барин», человек, «благородно одетый», которому так понравился ее вокал (она тогда запевала в хороводах), что он долго уговаривал ее родителей отпустить дочку с ним в город: «Сделаю из нее большую артистку!» Мать тогда не согласилась – мол, старшая дочь, помощница... И вот мне кажется, что этим «барином» был не кто иной, как знаменитый Митрофан Пятницкий! И бабушка Аграфена могла бы стать солисткой его хора… [b]— У нас на Туве, как на Гаити, Кубе и Ямайке (распространенная тем религия «вуду» — стопроцентная магия), шаманизм – одна из господствующих религий. В тувинском фольклоре масса звукоподражаний звукам алтайской тайги – пению соек, волчьему вою, шуму ветра, плеску ручья, любовным зовам изюбрей...[/b] — А я встретился с чем-то подобным в Ярославской области. Один из домов был на краю поселка, возле леса. В семье – семеро детей, предоставленных самим себе. Ребята все светлое время дня проводили в лесу. И, сами того не ведая, они органически «вошли в природу». Они показали мне свое мастерство. Оказалось, что они играют на всем, на чем возможно, – извлекают звуки из стеблей одуванчиков, травинок, лепестков, березовой коры, полых трубок зонтичных растений, стручков – пищали, свистели, курлыкали, ухали, подражая дятлам, совам, малиновкам, дроздам…Один мальчик мастерски имитировал карканье вороны — я тогда весьма удивился: откуда в лесу быть вороне? Мне объяснили – да это Леша! А потом прилетела настоящая ворона, и я слышал их дуэт – птица тоже приняла парня за другую птицу!

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.