Никаких тайн
[b]В его творческом багаже столько работ, что иногда кажется: «Поющие в терновнике» тоже вышли из-под его пера. Кинодраматург и телеведущий, отец-одиночка и знаток женской психологии Виктор МЕРЕЖКО всегда найдет, чем себя занять.[/b][b]— Виктор Иванович, слышала, что у вас на телевидении новая должность.[/b]— После того, как я поборолся за шестую кнопку, понятно, что киселевская команда не сделала мне приглашения. В отличие от телеканала «М-1», где я уже три месяца являюсь заместителем генерального директора. Очень интересная работа, но есть проблемы с финансированием. Если хозяин канала «Лукойл» поймет, что в телевидение надо вкладывать деньги, что наступил телевизионный бум, все будет нормально, канал может стать интересным. Если нет, он так и останется маленьким карманным канальчиком с неплохим рейтингом.Если я увижу, что никакой перспективы нет, буду решать, работать ли там дальше. Тем более, что есть предложения и от других каналов.[b]— Пользуетесь спросом?[/b]— Семь лет «Кинопанорамы» и десять лет «Мое кино» – это семнадцать лет телевизионного опыта. С моей стороны, может, и нескромно так говорить, но это дорогого стоит! К тому же у меня есть другие занятия, и они отнимают массу времени. Занимаюсь фестивалем «Киношок», который пройдет в сентябре.[b]— Я заметила, что рядом с вами всегда хорошие названия. «Киношок», «Мое кино»… Коротко и емко![/b]— А я вообще мастер по названиям. Вспомните фильмы «Здравствуй и прощай», «Трынтрава», «Полеты во сне и наяву»… Обычно название появляется сразу после того, как я начинаю писать. Вот, например, последнее мое детище – телесериал «Провинциалы». С «Ren-TV» позвонили и говорят: «Мы бы хотели заказать вам сценарий». «О чем?» «О чем хотите». Я посидел, подумал. Вдруг вспомнилось, как я впервые приехал в Москву из провинции, как сильно хотел состояться… Так, интуитивно, и пришел к этой теме и этому названию.[b]— Откуда вы приехали?[/b]— Я закончил Львовский полиграфический институт и отработал три года в издательстве «Молот» в Ростове-на-Дону. В Москве появился двадцатисемилетним молодым мужчиной, точно зная, что поступлю во ВГИК. Уже когда я учился на втором курсе, «Мосфильм» снимал картину по моему сценарию (а это большая редкость для студента!). Другое дело, что у меня не было ни прописки, ни жилья, ни денег. Зато была любимая жена, тоже ростовчанка (к сожалению, пять лет назад она умерла). Помню, как мы скрывались от милиции где-то в лесопосадках… а еще снимали комнату на первом этаже, и когда нас с улицы высвечивали фонариком, прятались за батареей. Было очень весело! Потом удалось получить московскую прописку и построить однокомнатную квартиру. Я подружился с Наташей Гундаревой, Люсей Зайцевой, Мишей Кононовым, Олегом Ефремовым… Они приезжали к нам на улицу Кирпичная, выпивали, пели песни. После картины «Здравствуй и прощай» мое имя стало известно среди кинематографистов, пошли заказы, появились кое-какие деньги. В год выходило по две-три картины.[b]— Говорят, полжизни человек работает на имя, а полжизни имя на него. У вас давно наступил долгожданный этап?[/b]— Это довольно точное определение, я сам частенько его повторяю. Да, имя во многом на меня работает. Другое дело, что его надо подтверждать делами. Если зритель не увидит новых фильмов и сам я перестану мелькать в общественной жизни, меня очень скоро забудут. Нельзя становиться б/у, прикрываясь старыми заслугами.[b]— Один известный драматург отрекомендовал вас как специалиста по женской психологии. Говорят, вы точно знаете, каких героев любят женщины?[/b]— Что женщины, я и сам обожаю маленького с печальными плачущими глазами Аль Пачино! И я знаю, почему в этого мужчину должны влюбляться: в нем есть трагизм одиночества. Его хочется обнять, утешить, напоить горячим чаем. Николсон тоже гениальный актер, но в него трудно влюбиться — он циничен, нагл. Это герой для женщин с садомазохистскими наклонностями, которые любят, чтобы их били в постели во время секса. Таковы женщины! Они влюбляются либо в Харатьяна (вечного гардемарина с голливудской улыбкой и гитарой), либо в Аль Пачино, либо уж сразу в Бандераса. Вот это настоящий герой-любовник! [b]— Откуда у вас репутация специалиста по таким впросам?[/b]— Я вообще хорошо знаю женщин, ведь большинство моих сценариев замешано на женских переживаниях. Не люблю писать мужские характеры. Женщин писать интереснее, потому что они ярче. Непредсказуемее, загадочнее, страшнее, прекраснее, чище! Никто не умеет так любить и так предавать, как женщина.[b]— А вы не думаете, что женщины загадочнее лишь потому, что на их счет вам приходится фантазировать? Вы же мужчина, вы не можете влезть в нашу шкуру![/b]— Но я действительно знаю женщин, у меня богатейшая личная жизнь. К тому же мои сценарные работы говорят о том, что я угадываю точно. Дело здесь в другом. Женщина – закононепослушное и алогичное создание. Она может переходить улицу на зеленый свет, но в личной жизни законы для нее не писаны. Любопытно, что большинство женщин-писательниц не умеет писать женские характеры. Они тут же начинают себя в этот характер впихивать и жалеть. И получается сопля в сахаре! Виктория Токарева – одна из немногих, кто умеет это делать, потому что она сама умна и стервозна. Стервозная женщина может писать, а та, которая плачет, нет.[b]— Выходит, чтобы писать, недостаточно просто таланта, надо иметь определенный склад характера?[/b]— Конечно! Вообще драматургия, в отличие от прозы и поэзии, – абсолютно мужское дело. Тут надо абстрагироваться и понаблюдать за собой и своими творениями со стороны. Такая ли сцена? Такая ли фраза? Так ли начинается, так ли заканчивается? Женщинам это недоступно.[b]— А что касается отношений мужчины и женщины, в них есть хоть какая-то тайна?[/b]— Никаких тайн. Я могу не знать, как заряжается ракета, но точно знаю, как относится жена капитана, который эту ракету охраняет, к своему мужу. Отношения мужчины и женщины везде одинаковы, в какую точку планеты их не забрось.[b]— Бывают ситуации, когда ваши персонажи перестают вам подчиняться?[/b]— А так и должно быть. У меня есть знакомые профессионалы, которые вначале пишут общий скелет, а потом нанизывают на него эпизоды. У меня такого не бывает никогда. Я знаю лишь первоначальные намерения своих героев и понятия не имею, как будет развиваться сюжет. Вроде как Боженька подсказывает мне, кто куда пойдет и что сделает. Это как озарение, как будто не я их, а они меня ведут. Как только персонажи перестают вести, сценарий или пьеса не получаются.[b]— Вернемся к реальности. Расскажите немного о своих детях.[/b]— Дочь Маша закончила режиссерский факультет ВГИКа и пошла работать на телевидение в программу «Мое кино». Я расстался с очередным своим режиссером, а на канале не было человека, который мог бы работать на передаче. Тогда я предложил дочери. Она отказалась. Я все-таки уговорил ее на пару программ и… в результате она отработала у нас два с половиной года. Талантливая девочка, ничего не могу сказать. По характеру похожа на меня – очень организованная, обязательная. Сейчас не без моей помощи открыла салон красоты «Звезда кино».Сын, Ваня, совсем другой. Это добрый, большой человек очень сильного внутреннего состояния.Он у нас самый мудрый, всегда со всеми соглашается, на конфликт не идет. Правда, может, согласившись со всеми, поступить посвоему. Он год проучился на актерском факультете ГИТИСа, бросил и поступил в Институт дизайна. А недавно снялся в сериале «Крот-2». Сыграл там наркомана, сына одного из главных героев. Еще он музыкант – играет на гитаре в рок-группе.Мне очень повезло, что у меня есть такие два друга. А у них один общий друг – я. У нас никогда не бывает конфликтов, криков в доме. Ребята мне все абсолютно доверяют, вплоть до интимных подробностей, и так же относятся ко мне. Они знают, что раз уж я в силу обстоятельств вдовец и свободный мужчина, то имею право на личную жизнь.[b]Досье «ВМ»[/b] [i]Виктор Иванович Мережко родился 28 июля 1937 года на хуторе Ольгинфельд Александровского района Ростовской области.Окончил технологический факультет Украинского полиграфического института, сценарный факультет ВГИКа.Автор сценариев к фильмам: «Трын-трава», «Трясина», «Родня», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Прости», «Полеты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться» и др.Лауреат Государственной премии СССР, 1980.Автор пьес: «Пролетарская мельница счастья», «Ночные забавы», «Крик», «Я – женщина», «Женский стол в охотничьем зале» и др.Вместе с Юлием Гусманом основал Киноакадемию «НИКА», с И. Шевчук и С. Новожиловым — Анапский кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок».Заслуженный деятель искусств России.Вдовец, имеет двоих детей: Марию (1973 г. рожд.) и Ивана (1982 г. рожд.).[/i]