Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Олеся Фокина: Я в Илюше почувствовала ангельскую душу

Развлечения
Олеся Фокина: Я в Илюше почувствовала ангельскую душу

[b]«А с чего вы взяли, что зло есть? – спрашивает Илья режиссера. – Это все – маска человечества. Сорвать ее можно только добрыми поступками».[/b][i]Уже много лет известный кинодокументалист Олеся Фокина скрупулезно выстраивает свой нерушимый «сад камней», снимая картины о личностях, при любых обстоятельствах сохраняющих «вертикальное положение спины». Девиз проекта Фокиной «Человек на все времена»: рассказывать о лучшем в человеке и взывать к лучшему в нем. Первые три фильма проекта рассказывали о людях всемирно известных, звездах – Александре Солженицыне, нейрохирурге Александре Коновалове, сценаристе Тонино Гуэрре и режиссере Микеланджело Антониони. Появление в ряду этих имен имени никому неизвестного мальчика из Екатеринбурга вызывает законный вопрос. Как и почему герой фильма «Чудеса и тайны» Илюша Попенов удостоился такой чести?[/i]– С детства Илья Попенов пишет книгу, спасая мир вместе со своим героем. У Ильи не работают руки, он не ходит и с трудом выговаривает слова. Но мир, который создал Илья в своей приключенческой повести «Чудеса и тайны», прекрасен и полон добра и света. Это отметило жюри независимой литературной премии «Дебют», в 2003 году удостоившее Илью награды «За мужество в литературе».«Чудеса и тайны» – особый, очень личный диалог режиссера со зрителем и с самим собой. Это пронзительная исповедь художника, отчаянно протестующего против наступления зла, настаивающего на том, что добро – есть, и оно должно постоять за себя и победить. Не случайно, история Илюши Попенова и его мамы Елены так трогает зрителей в разных уголках мира. Только в этом году фильм был приглашен на десять фестивалей. А в Киеве на международном кинофестивале «Покров» был удостоен специального приза жюри «За любовь и милосердие».[b]– Фильм о буднях семьи Попеновых никого не оставляет равнодушным. В Екатеринбурге после показа фильма на фестивале «Россия» зрители скандировали стоя, многие реагировали немедленно: предлагали помощь, деньги. Наверное, это и есть ваша главная награда?[/b]– Тарковский говорил, что главная задача искусства – высвобождать в человеке, в его душе добро, духовную энергию. Поэтому я радуюсь этим звонкам и просьбам неизвестных мне уже сотен людей со всей страны, которые просят кассеты, передают их из рук в руки, а потом посылают моим героям приветы, весточки, деньги, помощь… Особенно приятно, что среди этой аудитории столько студентов и даже детей. Один подросток после премьеры в Доме кино попросил у мамы для Ильи большую сумму и пообещал, что летом их отработает. И сделал это.[b]– Как вы познакомились с Ильей и его удивительно мужественной мамой Еленой Сергеевной?[/b]– Прежде мне казалось, что понять что-то главное можно, обратясь к духовному опыту каких-то значимых людей. Я искала случая познакомиться с ними и снимала про них фильмы. Через их судьбы, опыт мне было легче понять и найти себя. И это был непростой путь соблазнов и разочарований. Однажды меня поразили слова Райнера Марии Рильке про собор Святого Петра в Риме. Этот собор со всей его высокомерной громадой однажды показался ему огромной, опустевшей куколкой громадной бабочки, которой там уже не было. Она упорхнула! Так произошло и у меня. Снимая фильмы о талантливых и больших людях, меня не покидало ощущение, что я имею дело всего лишь с красивыми, опустевшими формами. Конечно, я находила ответы на мучившие меня вопросы. Но вместе с тем получала все больше новых вопросов. Я почувствовала потребность найти нового героя проекта «Человек на все времена» среди обычных людей. Найти такого героя мне помог Виталий Пуханов, замечательный поэт. Он дал мне почитать рукопись повести одного екатеринбургского мальчика. Она называлась «Чудеса и тайны». Я поразилась! Ни одна строчка этой книжки не говорила о том, что ее писал страдающий человек. Она полна радости, интереса к жизни, безумных приключений. В книге добро побеждает зло, но зло Илья не наказывает. У Илюши есть своя теория по поводу того, что зло само себя наказывает в тот момент, когда обращает свое жало к людям. В этот момент оно лишает себя любви мира.[b]– Олеся, что вас больше всего поразило в этом мальчике?[/b]– Подъезжая к их дому, мы наблюдали малорадостную картину. Разрушенный подъезд, бомжи, нищета… Мы не сразу позвонили в квартиру Ильи. Топтались у подъезда, собирались с духом войти в квартиру парализованного мальчика. Но все оказалось иначе. При общении с Ильей и его мамой возникло стойкое ощущение, что слабые в этой компании скорее мы, а не они. Мы пришли к людям необыкновенно сильным, твердым. Знаете, я впервые оказалась один на один с человеком, страдающим таким серьезным недугом. Илюша знает цену словам. Каждое слово дается ему с большим трудом. Поэтому они у него отточены, просеяны и значимы. Главное его качество – великодушие. Илья – аристократ. Он с первой секунды психологически формирует ситуацию.[b]– Не кажется ли вам, что больные дети выполняют вполне определенную миссию здесь, на Земле, возложенную на них Богом? В фильме прозвучали загадочные слова, над которыми думает каждый, покидая зал: «Моя миссия невыполнима»…[/b]– Да. Я сама вздрогнула, услышав эти слова. Вообще я в Илюше почувствовала ангельскую душу, свет. Как я понимаю, ангельское – это то, что делает находящегося рядом с ним человека лучше. Илюша – это стойкий оловянный солдатик. Он ни на что не жалуется, ничего не боится, ничего не просит. Всех жалеет. Он прекрасно понимает, что причиняет очень много горя и страданий своей матери. Маму нужно беречь, поэтому он предельный аскет.Он не любит мусора, сникерсов, чипсов, жвачки, он не хочет, чтобы люди засоряли природу. В фильме есть поразительный эпизод – рассказ мамы про то, как Илюша летом на пляже в Евпатории ползает по пляжу и собирает в банку окурки. Меня этот факт просто потряс! А дальше про историю с бутылкой морской воды на полке, которую он привез из Евпатории. «Я хочу жить с морем, – говорит Илюша. – Через год я увезу эту бутылку в Евпаторию, чтобы вернуть морю его часть…»[b]– Какой диагноз Илье поставили врачи?[/b]– Когда Илье исполнилось два года, московская профессура поставила ему страшный диагноз – дебилизм, и выдала справку о том, что он «неперспективный ребенок». В пять лет Илья самостоятельно прочел Библию. Когда мальчику исполнилось семь, Лена потребовала провести экспертизу, в результате которой доктора признали, что Илюша годен к полноценному школьному обучению. К ним приходили на дом учителя, и десятый класс он закончил без «троек». Илья великолепно знает историю, литературу. Каждый год, 12 июня, он поднимает на штандарте российский флаг возле своего дачного домика.[b]– Комок к горлу подкатывает в тот момент, когда Илюшина мама говорит о том, сколько государство дает ей на содержание больного ребенка…[/b]– Да, они живут на полторы тысячи рублей в месяц. За вычетом зарплаты получается всего 30 долларов в месяц на двоих. В эту же сумму входит 138 рублей по уходу за больным ребенком. Большинство мужчин в такой ситуации пасуют, уходят из семьи. Черствость и безразличие людей подходит к апогею. Помните, в «Сталкере» Тарковский говорит устами героя: «Слабость велика, а сила ничтожна». Сталкер попадает со спутниками в Зону. Там говорится, что «зона – это страшная система ловушек, каждая из которых смертельна». Так и наша жизнь. Общение с Илюшей проявляет человека – его корысть или бескорыстие. Каждый день реклама призывает мир спустить в клозет очередные миллиарды. В нашей стране полным ходом продолжается пир во время чумы.[b]– Но ведь это вопрос государственный… Социальная сфера должна стать государственным вопросом.[/b]– Что говорить о государстве? Скоро Илье исполняется 18. В этот день их с мамой отключат от пенсии до получения нового свидетельства ВТЭКа, а на это может уйти полгода. А на что им хлеб покупать все это время? У русского философа Василия Розанова есть замечательная книжка «Возле русской идеи», в которой он пишет, что мы, русские, почему-то перенимаем у Запада его тело, а не дух, а Запад, напротив, перенимает у русских дух, а не тело.[b]– Как вы думаете, Илюшина мама – счастливый человек?[/b]– Лена не любит говорить на эту тему. Но я вижу, что она живет предельно наполненной жизнью. Ее жизнь очень тяжела, но в то же время, когда наблюдаешь, как она садится на корточки возле Илюши, заглядывает в глаза, шутит – понимаешь, насколько востребована и наполнена ее жизнь. В этом смысле она абсолютно счастлива, потому что она – Илюшины глаза, руки, ноги. Каждый шаг – преодоление. Однажды Илюша мне сказал: «Как же я надоел своей маме!» Я удивилась: «Да что ты говоришь, как ты смеешь так говорить!» – «Вы не знаете, вы не можете знать…»[b]– О чем вы, Олеся, мечтаете?[/b]– О любви. О том, чтобы мои дети оставались приличными людьми, чтобы не очерствело их сердце.[b]СПРАВКА «ВМ»[i]Олеся Фокина – лауреат российских и международных кинофестивалей. С 1998 года работает над проектом «Человек на все времена»: трилогия «Избранник» (писатель Александр Солженицын), 1999 г., «Доктор» (нейрохирург, академик Александр Коновалов), 2000 г., «Смотрите на закат» (Тонино Гуэрра и Микеланджело Антониони), 2002 г., «Чудеса и тайны» (Илья Попенов), 2004 г. В этом же году «За создание галереи ярких портретов в документальном кино» награждена призом «Восхождение».[/b][/i]

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.