Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Сергей Лукьяненко: Читать только фантастику — патология

Развлечения
Сергей Лукьяненко: Читать только фантастику — патология

[b]Строгое, скажем так — мягко, отношение правительства к отечественному книгоизданию стало заглавной дискуссионной темой очередного заседания пресс-клуба издательства «АСТ».[/b]Новая налоговая политика привела к тому, что и цены выросли, и книжный ассортимент «усох». К сожалению, кроме сетований, издателям и читателям противопоставить воле властей нечего. На этом достаточно безрадостном фоне особенно приятным стал второй «вопрос программы» — разговор с одним из самых известных российских писателей-фантастов Сергеем Лукьяненко. Тем более что к разговору этому был повод...— Можно смело сказать, что инициатива ОРТ — исключительное явление и для нашего телевидения, и для нашего кинематографа. Вот-вот начнутся съемки сериала по моему роману «Ночной дозор». Каким будет фильм — того, естественно, не ведаю, потому что смущает скудость бюджета, а значит, и невозможность в полной мере использовать необходимые при создании такого кино спецэффекты.Но за сценарий я спокоен: во-первых, из множества написанных мной вариантов выбран не худший, как это подчас бывает; во-вторых, я всецело доверяю Алексею Слапковскому, одному из лучших наших сценаристов.Слапковский большой мастер, я же в этой области новичок, так что его помощь неоценима. Кстати, к советам специалистов я отношусь с неизменным вниманием.[b]— Почему выбор пал именно на «Ночной дозор», а не, к примеру, на «Императоров иллюзий» или «Танцы на снегу»?[/b]— Опять-таки бюджет... Но, кроме того, было и еще что-то вряд ли уловимое, однако действенное. Когда договор с ОРТ был уже подписан, ко мне обратилась «НТВ-профит» с предложением снять сериал по... вижу, вы догадались... по «Ночному дозору». Так что в случае чего есть кому подхватить эстафетную палочку.[b]— А кто режиссер?[/b]— Тимур Бекмамбетов, знакомый публике по «исторической» рекламе банка «Империал» и снятому для Голливуда фильму «Гладиатрикс», удешевленному «женскому» варианту оскароносного «Гладиатора».[b]— Фантастика — жанр особый, не каждому по вкусу. Где гарантия, что режиссер проникнется вашим замыслом?[/b]— Бекмамбетов — профессионал, и как профессионал обязан быть поклонником любого произведения, над которым работает.[b]— Получается, слухи о телевизионном диктате преувеличены? Или лично вас он не очень пугает?[/b]— Я человек контактный и в общении легкий. В двух метрах от моего рабочего стола стоит клетка, где живут мыши, так мы вполне мирно сосуществуем. Научить тому же моего йоркширского терьера было гораздо сложнее, но и с этим я справился. Теперь они — собака и мыши — дружат. С людьми еще проще, и лучше всего проявляется это в соавторстве.С писателем и музыкантом Юрием Буркиным мы написали трилогию «Сегодня, мама!» Юрий хотел создать роман ужасов для детей, но писать для детей не умел. Тогда он обратился ко мне, и в результате вышла скорее «смешилка», чем «страшилка».Писать в соавторстве — это чтото вроде театрального капустника. Хотя... С Ником Перумовым было по-другому, серьезно. Он — признанный мастер фэнтези, я — вроде бы сторонник научной фантастики. Мы дополняли друг друга. То же самое произошло, когда с Володей Васильевым мы писали «Дневной дозор». Соавторство — это интересно, оно многому учит, например, терпению.[b]— Читателю оно тоже не во вред...[/b]— Чтение — занятие гораздо более трудное, чем просмотр телевизора или посещение увеселительных заведений. Любовь к чтению — удел немногих. А любовь к фантастике — привилегия еще более узкого круга. Поэтому у нее никогда не будет миллионных тиражей, как у «дамского» романа или детектива. Зато ее читатель — самый преданный, романтичный, интересный. Правда, оговорюсь: если человек до старости ничего, кроме фантастики, не читает, это уже патология. Фантастика — жанр, облегченный для восприятия, но от него один шаг к литературе в целом.[b]— Думаю, члены КЛФ с вами не во всем согласятся.[/b]— Они умирают — Клубы Любителей Фантастики. Когда-то лишь в Москве их было несколько десятков, сейчас — единицы. Причин их исчезновения несколько, вот лишь две: удорожание жизни, в частности, проезда из одного города в другой, и насыщение книжного рынка.Плюс Интернет, этот суррогат общения. И все же конвенты поклонников фантастики проводятся в Екатеринбурге, Питере, Томске... Люди приезжают, вручают и получают премии, читают доклады, просто беседуют. Многие знают друг друга десятилетиями. И дружат, естественно.Отсюда и атмосфера доброжелательности, которая царит среди писателей-фантастов. Ну не ругаться же с другом! Такая обстановка способствует появлению разнообразных традиций и...игр. Например, есть среди почитателей фантастической литературы и завсегдатаев конвентов человек, которого мы долго и безуспешно пытаемся убить в своих книгах. Он даже вручает нам свои призы — за наиболее изощренное и оригинальное «литературное убийство».[b]— Вы один из наиболее успешных писателей России. Вероятно, к психиатрии — вашей первой профессии, это отношения не имеет. Не поделитесь секретом творчества?[/b]— Ничего нового не скажу. Надо быть искренним, по-настоящему увлеченным, только тогда тебе удастся создать героя, с которым читатель сможет себя идентифицировать, а значит, и полюбить. Еще надо верить в удачу и свою звезду. В начале 90х прилавки заполонила зарубежная фантастика, но многие наши авторы не опускали рук, не изменяли себе, они работали и ждали. И дождались-таки времени, когда наша фантастика снова стала востребованной. Теперь только пиши...[b]— Что пишете?[/b]— Готов сборник «Атомный сон», в котором будет и кое-что старое и кое-что новое. Заканчиваю роман под условным названием «Спектр». Работы много, и это хорошо.

Подкасты