Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Это не «Брат-3». Это «Война»

Развлечения
Это не «Брат-3». Это «Война»

[b]Про этот фильм Никита Михалков сказал: «Очень важно, что чеченская тема снова выходит на большой экран — есть режиссеры и продюсеры, которые не боятся показать эту беспощадную войну. Стране, которая уже десять лет не может выбраться из пропасти безыдейности, сегодня как никогда нужны новые герои».[/b]Возможно, Никите Михалкову и Алексею Балабанову больше нравилось сидеть семьдесят лет в пропасти идейности. А может быть, Михалков в патриотическом запале просто забыл, что страна, помимо пропасти безыдейности, сидит еще и в пропасти инфляции, нищеты и алкоголизма.Итак, «Война». Солдат федеральных войск Иван Ермаков (Алексей Чадов) попадает в плен к чеченцу Аслану (Георгий Гургулия), где вместе с ним в яме оказываются капитан Медведев (Сергей Бодров)и влюбленная пара актеров-англичан — Джон (Йен Келли) и Маргарет (Ингеборга Дапкунайте). Неожиданно Ивана отпускают. Отпускают и англичанина, но с условием: через два месяца он должен привезти два миллиона фунтов стерлингов за невесту, не то голову ей отрежут. Несчастный Джон наскребает лишь часть суммы, находит вернувшегося домой в Тобольск Ивана и уговаривает его поехать с ним в Чечню, чтобы передать деньги и вызволить Маргарет, пообещав ему заплатить. Иван соглашается («сам не знаю, почему согласился, но не изза денег — уж точно»), и они вдвоем отправляются опять на войну, переубивав по дороге немыслимое количество чеченских боевиков, а заодно немножко женщин, детей и стариков. И спасают полуживую Маргарет с контуженным капитаном. За все эти подвиги Иван попадает в тюрьму, откуда и ведет свой рассказ.Балабанов снискал славу создателя героя нашего времени в лице Данилы Багрова, «брата». Дон Кихот с коричневым оттенком и с обрезом, заставляющий ветряные мельницы вертеться в обратную сторону, борец за правду как он ее понимает, не обременяющий себя поисками средств в этой борьбе, уверенный, что сила — это правда, а правда — это сила.Но вот появился герой еще более героичный. Его решение вернуться в преисподнюю ради спасения практически незнакомой женщины, по мнению авторов картины, очевидно, претендует на то, чтобы перед ним снять шляпу. Заранее можно быть уверенным — подавляющее число зрителей так и сделает. А стоит ли торопиться? Что там говорил Михалков? Что боятся, мол, снимать фильмы о войне? Помилуйте, кто нынче этого боится, кто вообще сейчас боится снимать что бы то ни было? Снять фильм про войну, показать перерезанные глотки, вываливающиеся внутренности, отрезанные уши и отрубленные пальцы — тут смелости большой не надо. Смелость может заключаться в другом. Например, в правильно расставленных акцентах.В рекламном буклете, выпущенном к премьере «Войны», крупными красными буквами начертано: «Это не «Брат-3». Это «Война»!» Все верно, это не «Брат-3».Это гораздо страшнее. Данила Багров знал, что делает и зачем. У него за плечами война, которая определила его жизненную позицию. У Ивана Ермакова тоже за плечами война, которая не определила ничего. Война превратила его в зомби. Зомбированный войной герой мается от скуки в родном Тобольске и соглашается на кровавую авантюру не из любви к ближнему — на гражданке он даже не вспоминает Джона и Маргарет, не из-за денег даже. «Сам не знаю, почему согласился». Он действительно не знал, а режиссер, похоже, не хотел знать, что отныне для мальчика нет ничего, кроме войны. Восхищаться подвигом Ивана, вернувшегося в Чечню, — все равно что умиляться детской незамутненности глаз дауна или искать красоту в кашле туберкулезника. Это либо цинизм, либо слепота.Совершенно ясно, что перед нами урод, морально покалеченный войной. «Ты убил женщину!» — ужасается Джон. Ни тени жалости или сомнения в ответе: «Это война». Да, это война, не убьешь ты — убьют тебя. Мир Ивана Ермакова на этом тезисе замкнулся. Если стране нужны такие герои, то логично признать, что страна нуждается в жертвах.Упаси Бог от таких выводов. «Горе стране, у которой нет героев, но еще большее горе стране, которая нуждается в героях», — сказал Брехт. Словно про нас сказал.Идейный и патриотический пафос балабановского фильма настолько криклив и выспрен, что за ним не слышно и не видно самого фильма. Персонажи слишком функциональны, чтобы можно и нужно было всерьез их разбирать. Иван — герой, Джон — что-то вроде доктора Ватсона при нем (хотя, если разобраться, он-то и есть настоящий герой, да вот беда — пришлый, значит, не «канает»), Маргарет — рядовой Райан, капитан Медведев — гибрид рядового Райана и капитана Тушина, Аслан — воплощение зла и коварства. Все они — кто мощными, кто слабенькими — плечами подпирают пьедестал, на который возведен новый герой нашего времени, и говорить об актерской игре тут можно лишь в той степени, в какой можно говорить об игре кукол в театре кукол.«Войну» вообще как-то не хочется разбирать с художественной точки зрения. Хотя и съемки хороши (оператор Сергей Астахов очень грамотно фиксирует красоты кавказских гор, долин и рек), и музыка удачно подобрана — Бутусов, «Сплин» и пр. Нет сомнения, что фильм станет хитом. Но это как в живописи: если с полотна на тебя во все глаза смотрит Идея, Идея и еще раз Идея — это уже скорее плакат, но никак не живопись. Кто пытается выдать хитовый плакат за выстраданную живопись, тот либо лукав, либо неграмотен. Алексей Балабанов вполне грамотен.[b]Досье «ВМ»[/b][i]«Война» началась для Алексея Балабанова с рассказа о чеченском плене двух московских парней. Режиссер почти дословно записал их истории, а потом из них родился сценарий.Представитель президента в Чечне генерал Казанцев обещал Балабанову бескорыстную помощь людьми для участия в массовке. Однако в нашей стране редко что делается бескорыстно: в итоге режиссер за услуги платил армии деньги.Впервые в истории российского кино перед началом съемок кинокомпания СТВ полностью застраховала картину на сумму около 2 млн. долларов.Съемки проходили практически в местах боевых действий, помимо этого группа работала в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Москве, Санкт-Петербурге, Тобольске и Лондоне.В Кабардино-Балкарии Балабанов попросил в местном РУБОПе показать группе документальные кассеты, снятые чеченцами (для публичного просмотра они запрещены). На них запечатлены пытки, казни, прочие зверства (некоторые кадры вошли в фильм). Потом выяснилось, что на эти кассеты есть определенный спрос: в Азербайджане, например, они стоят около 15 тысяч долларов, а на Ближнем Востоке – уже 30 тысяч.Режиссер-постановщик Сергей Октябринович Балабанов по образованию военный переводчик.Работал с нашими специалистами, продающими оружие странам Ближнего Востока и Африки.Снял фильмы «Замок», «Про уродов и людей», «Брат», «Брат-2» и другие.Студент 3-го курса Щепкинского училища Алексей Чадов играет главную роль — старшего сержанта Ивана Ермакова, служащего у боевиков.Чадов родился в Солнцеве, после школы работал официантом и барменом в клубе «Пятый элемент».Сейчас ему 20 лет. «Война» – его дебют в кино.Англичанин Иэн Келли (актер Джон) изучал историю в Кембридже, позже закончил Лос-Анджелесскую киношколу. Сейчас пишет книгу по истории русско-британских отношений времен императора Александра I. Ради того, чтобы сыграть в фильме Балабанова, Иэн похудел почти на 30 фунтов, т. е. — 13,5 кг.[/i]

Подкасты