Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Сертификат для студента

Общество
Сертификат для студента

[b]Родители, мечтающие увидеть своего ребенка в стенах престижного учебного заведения, прекрасно понимают, что им не обойтись без репетиторов. Причем учителей желательно брать из того вуза, куда чадо должно поступить. Чем престижнее институт, тем выше стоимость дополнительных занятий.[/b]Так, например, репетиторы из МАИ, СТАНКИНа, МИИТа берут 20–25 долларов за два академических часа. В МГУ и РУДН натаскивание стоит дороже – 30–40 долларов за занятие. Такса же педагогов, обещающих поступление в МГИМО, Финансовую академию, Высшую школу экономики, не менее 50–70 долларов за полтора-два часа. Мощным оружием, которое если не уничтожит, то хотя бы здорово уменьшит институт репетиторства, должна стать система Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).О том, что же такое ГИФО и какие эксперименты ждут наше высшее образование, читателям «ВМ» рассказывает [b]министр образования Владимир ФИЛИППОВ[/b].— Когда государство осознало, что своих средств на развитие высшего образования у него не хватает, решили привлечь деньги населения. Но система платного образования оказалась несовершенной, а главное — не совсем справедливой. Поскольку стоимость обучения никак не зависела от того, как школьник сдал выпускные экзамены. Не добрал пять баллов или один балл — все равно плати одинаковую сумму. ГИФО — это бюджетное финансовое обеспечение ученика, напрямую зависящее от его способностей. Чем качественней знания и чем выше результат выпускных испытаний, тем больше средств государство, заинтересованное в высококлассных специалистах, готово тратить на образование молодого человека.100-процентное финансирование, то есть возможность бесплатного обучения в институтах, получат ребята с самыми высокими баллами.Остальным придется компенсировать разницу между реальной ценой обучения и стоимостью сертификата.[b]— Где и когда выпускники будут получать эти сертификаты?[/b]— После сдачи Единого государственного экзамена. Я не случайно на встречах с ректорами и членами правительства говорю о необходимости скорейшего введения системы единых экзаменов. Кстати, не только все западные страны, но и наши ближайшие соседи давно перешли на него: Армения — 9 лет назад, Азербайджан — 8, Казахстан — 4 года назад. Даже Белоруссия собирается это сделать.Что такое сертификат? В документ, который выпускник получит после сдачи единого экзамена, будет внесено количество набранных им баллов. Чем их больше, тем значительнее окажется сумма, выделяемая государством на образование молодого человека. Как только он получит именной сертификат, то сможет отправить его сразу в несколько вузов страны.Вот тут и начнет рушиться экономическая основа «блата». Если ректор станет принимать по знакомству учеников с невысокими результатами единого экзамена, то пострадает бюджет института.[b]— Это означает, что финансовое благополучие вуза будет напрямую зависеть от умственных способностей студентов?[/b]— В значительной мере — да. Но не стоит думать, что мы бросим институты на произвол рынка. Министерство будет давать деньги на лабораторное оборудование, на коммунальные платежи. А вот деньги на зарплаты педагогов, на стипендии должны привноситься студентами. Чем больше ребят с высокими баллами и, следовательно, с дорогими ГИФО поступит в вуз, тем лучшее окажется его материальное положение.[b]— Но ведь при такой системе не исключено, что малопрестижные вузы, конкурс в которые и так обычно невелик, вообще лишатся своих студентов и закроются?[/b]— Такая вероятность существует. Вот тут мы должны подумать, как защитить их от исчезновения.Конечно, что-то действительно придется закрыть. Но ведь престижных институтов в стране не так уж много. И ребята, не прошедшие в них по конкурсу, всегда смогут отправить свои сертификаты в учебное заведение попроще. Так что массовое закрытие университетов и академий нам не грозит. Кстати, чтобы обезопасить институты от исчезновения, можно, например, разрешить им принимать 10% студентов по своему усмотрению. Это могут быть победители олимпиад, участники различных конкурсов или нужные для вуза и факультета студенты. Пусть одна десятая мест «принадлежит» вузу, зато остальные 90% останутся свободными для общества.[b]— Какая сумма будет закреплена за каждым ГИФО?[/b]— Сейчас стоимость обучения одного студента в среднем составляет 400 долларов. Причем гуманитарии стоят дешевле — около 300 долларов, медики, биологи, химики – дороже — 500–700 долларов. Какие средства государство заложит в сертификаты, пока сказать трудно. Все это должно выясниться в ходе эксперимента по Единому государственному экзамену и по государственным именным финансовым обязательствам [b]— Как долго продлится этот эксперимент?[/b]— В прошлом году в нем принимали участие пять субъектов Федерации, в этом — примут 17. В 2003 году в эксперимент должны включиться 50 областей и районов, а в 2004 — правда, пока лишь в режиме эксперимента, все 89 субъектов Федерации. Так что с 2005 года можно вводить его в качестве обязательного в масштабах страны.[b]— Как будет проходить единый экзамен?[/b]— Всем школьникам придется сдавать пять предметов. Два обязательных — сочинение и математика, остальные — по выбору. Скорее всего, ответы мы станем оценивать исходя из 100-балльной системы. А потом, никуда не выезжая, выпускник сможет отправить свои документы в пять или даже в двадцать пять институтов. И дистанционно выбирать, где ему будет лучше учиться. Тут стоит учесть две вещи. Во-первых, есть категория высших учебных заведений, например, театральные, музыкальные, художественные, литературные, в которых следует ввести дополнительные творческие испытания. А, во-вторых, следует разработать несколько уровней заданий для единого экзамена.Школьники, собирающиеся поступать в техникумы или профессиональные училища, могут в конце 11-го класса проходить обычное тестирование. Вторая ступень сложности включит в себя и тесты, и письменные задания, требующие объяснения. И третья, самая сложная, будет рассчитана на ребят, претендующих на высокий балл. Тут уж никакое формальное тестирование не пройдет.[b]— Сейчас много говорится о том, что наравне с ГИФО появятся и образовательные кредиты.[/b]— Большая проблема нашего общества в том, что около 50% выпускников педагогических институтов не идет работать в школу, 70% ребят, окончивших сельскохозяйственные вузы, не хотят ехать в деревню. А ведь страна тратит на их обучение деньги. По Закону об образовании высшее учебное заведение должно принимать на бюджетной основе определенное число студентов. Остальным оно может предложить контракт, по которому молодой человек после окончания учебы либо возвращает государству ту сумму, что оно затратило на его образование, либо по распределению на пять-шесть лет едет туда, где именно такого специалиста не хватает. Называться эта система будет «государственные возвратные субсидии». Однако пока не решен вопрос, какие именно институты в эту программу стоит включить. Ректоры боятся, как бы подобные контракты не отпугнули сильных студентов. Но все же мы запланировали, что в 2004 году возвратные субсидии начнут выдаваться.[b]— Западные страны с радостью принимают на работу наших выпускников, но российские аттестаты и дипломы не признают. Можно изменить ситуацию?[/b]— Почему наши аттестаты там не котируются? В частности, потому, что в России до сих пор действует необъективная система оценки знаний. Иностранцы не понимают, как преподаватель, который несколько лет учит школьника, сам же выставляет ему на экзамене итоговую отметку. Вот когда появится Единый государственный экзамен, знания учеников будут оцениваться объективно, тогда и можно рассчитывать на признание наших аттестатов за рубежом.С дипломами тоже все непросто. У нас есть ряд межправительственных соглашений об их признании. Что же касается большинства развитых стран — Германии, Франции, Англии, то там нашим ребятам, как правило, приходится или обучаться еще год, или пересдавать некоторые экзамены, тем самым подтверждая свои знания.Никто не оспаривает, что уровень обучения в наших государственных институтах очень высок. Но в последнее время появилось так много коммерческих учебных заведений, где качество образования хромает. Пока же я приветствую институты, пытающиеся самостоятельно получить аккредитацию в западных сообществах.

Подкасты