Фронтовики на Знаменке
[b]Ветераны Великой Отечественной стали главными посетителями выставки картин Александра Шилова «Они сражались за Родину», открывшейся вчера в галерее художника на Знаменке. Им, прошедшим ту войну, посвящена и экспозиция.[/b]– Благодарен всем ветеранам, которые пришли сегодня, – сказал [b]Александр Шилов[/b], открывая вернисаж. – Я создавал эти картины в основном ради вас, ради вашего великого сердца и вашей великой души. Не думал ни о каких юбилеях – я уже давно начал эту серию портретов… «Старшему» из портретов уже больше тридцати – он был написан еще в студенческие годы. «Фронтовой альбом» Шилова – это солдаты и командиры, простые крестьяне и «значительные лица», невесты-вдовы и старики. Внутри излюбленного художником портретного жанра – явно различимы «поджанры». Парадный портрет: скептически поджавший губы, умным, встревоженным, прямым взглядом смотрит с полотна Георгий Жженов. Солидный, усталый, светский Сергей Бондарчук во фраке. Рядом – портрет Евгения Матвеева: тут ничего утонченного, в жилистой крестьянской руке – простецкая беломорина. На нем самая обыкновенная черная рубашка и неожиданно несуразный цветастый галстук.Рядом с портретом священника отца Василия вывешена на отдельном листочке его биография. И какая биография! Эмигрировал (семья бежала от большевиков) и стал священником в Сербии, поступив в семинарию в 1941-м. Вступил в сербское сопротивление. После войны работал на Би-би-си, вел религиозные передачи на русском языке. Портрет написан за несколько лет до смерти.Но особым расположением художника пользовались «модели» простые. В портретах трех старух, сидящих в тесноте да не в обиде на кухоньке деревенского домика у низенького окна («Вдовы солдат»), ни следа холодного официоза парадных портретов. Как и в картине «Забытый», изображающей небритого старика в единственном старом пиджаке, сидящего за столом, на котором – пачка «Беломора», спички, кусок черного хлеба, жестяная банка с чайком и граненый стакан.А вот худой, еще по-молодому бодрый седой фронтовик задумчиво сидит перед наполненной стопкой – вспоминает погибшую подружку. Этот по-настоящему психологический портрет называется «В день рождения Ариши».– Александр Шилов все подарил городу, – сказал мэр Москвы [b]Юрий Лужков[/b], поблагодаривший художника за его истинный патриотизм и тревогу за судьбы Отечества. – А город подарил ему эту галерею. В итоге мы все оказались счастливы.