Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Александр Твардовский: « Я человек, который не знал, что так силен»

Развлечения
Александр Твардовский: « Я человек, который не знал, что так силен»
Памятник поэту Александру Твардовскому будет открыт в субботу в сквере Страстного бульвара в Москве (на фото - Александр Твардовский, 1961 год). / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

До корней волос советский человек, партийный человек, прошедший Отечественную войну, автор великих стихов и великих поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Василий Теркин на том свете», «За далью — даль», легендарный главный редактор журнала «Новый мир», жил с той идеологической трещиной в душе, что началась, собственно, с происхождения.

Как ни умалял размеры отцовой собственности, выплата кредита Поземельного банка означала, что не нищ был Трифон Твардовский, а крепко хозяйствовал на земле, купленной у наследников адмирала Нахимова, за что и подвергся репрессиям.

Сложно относился сын к отцу. Личное путалось с социально-политическим.

С силой и болью написал о том, повзрослев не только годами, но умом и душой, в великой поэме «По праву памяти», которую цензура при его жизни не пропустила.

«Мать моя… всегда была очень впечатлительна и чутка ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слез трогал звук пастушьей трубы гденибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца…», — писал он в той же автобиографии.

И — почти буквально — в стихах, посвященных матери:

...И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо —

Мне всякий раз тебя напоминают…

Родные, родное всегда было важно для него. На рубеже 30-х в родное вошел человек его судьбы — Маня, Машенька, Мария Илларионовна Горелова, ровесница.

Он голубоглаз, светловолос и смешлив, у нее четкий овал простого умного лица, и она тоже весела. Училась в том же Смоленске в пединституте, который не окончила, трудилась в газете «Рабочий путь», где он печатался, выступала в центральных журналах «Красная новь» и «Новый мир», сохраняя свою фамилию Горелова. «…Он поэт хотя и выявившийся (для своих знакомых), но молодой и принципы марксизма-ленинизма мало усвоивший… Не испортит ли мою биографию это легкомысленное существо?» — спрашивает она, двадцатилетняя, о нем, двадцатилетнем? Не испортит. Но и она не испортит его биографии.

После смерти Твардовского известный «новомировский» критик Владимир Лакшин назовет ее «вторым крылом» совести поэта за «богатую одаренность».

Они «запишутся» в загсе после войны, с которой он писал ей пророчески: «Все так серьезно на свете, милая, что, я думаю, те люди, которые сберегут свою нежность и привязанность друг к другу теперь, те уж будут навеки неразлучны». И чуть выше: «…Я больше всего думаю о трех вещах: о войне, о своей работе и о тебе с детьми. И все это не порознь, а вместе. Т.е. это и составляет мое каждодневное духовное существование… И не знаю, как бы тяжело мне было, в сто раз тяжелей, чем бывает порой, если б не было у меня тебя и детей».

Его работа — сильнее всего, привязчивее всего захвативший его Василий Теркин, сочиненный им герой, прошагавший со своим автором всю войну.

В письме Машеньке открывал душу: «Я ощущаю се бя в необычном подъеме. Я вроде челов е к а , который не знал о себе, что он так силен. И вдруг берет бревно — поднимает, таскает и чувствует, что может поднять еще больше и не устает…» Его дар оценил Маршак: «Маршак говорит обо мне (за глаза), что я счастливец — пишу всю жизнь о себе, о чем бы ни писал.

Пожалуй, что это именно так, но счастье это или несчастье — не знаю, знаю только, что иначе не умею и не хочу».

Сохранилось письмо Ивана Бунина, адресованное другу, писателю Николаю Телешову: «Я только что прочитал книгу А. Твардовского («Василий Теркин») и не могу удержаться — прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передать ему при случае, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищен 

его талантом — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Без чего нельзя прожить на фронте, задавался вопросом автор «Теркина» в зачине «Книги про бойца» и отвечал:

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька…

Защитником правды и совести он навсегда останется не в одной истории литературы и культуры, но в истории народа.

«Щ-854» называлась повесть неизвестного литератора, попавшая ему в руки. Вечером дома лег в кровать, взял рукопись. После первых двух-трех страниц понял, что лежа это не почитаешь.

Встал, оделся, налил чаю — не отрывался всю ночь. Собрав на следующий день редколлегию журнала, не мог сдержаться — сиял, выглядел именинником.

Известная эта история о том, как началось знакомство с повестью, получившей после название «Один день Ивана Денисовича», как произошло открытие писателя Александра Солженицына, в полной мере отражает это определяющее свойство Твардовского — любовь к настоящему.

Дважды партийные бонзы в хрущевские и в брежневские времена отнимали у него взлелеянный им журнал, задавший высокую планку публикациями прозы Федора Абрамова и Василя Быкова, Чингиза Айтматова и Владимира Войновича.

Отнимали журнал — отнимали жизнь. Болел, уходил в запой. Его находили то ли в баньке, то ли в кочегарке у истопника, где он прятал свою разруху, откачивали.

Мрачный, не жилец, он восстанавливался и вновь начинал свою прямостойкую борьбу с режимом.

«Об искренности в литературе» называлась «новомировская» статья Владимира Померанцева, которую хватали из рук: искреннее талантливое слово впервые впрямую противопоставлялось официозу литературных генералов.

Твардовский, крупный эпик и тончайший лирик, знал волшебство владения таким словом.

…А только б некий луч словесный Узреть, не зримый никому, Извлечь его из тьмы безвестной И удивиться самому...

«У поэта должна быть судьба, а не карьера», — повторял он блоковское. Второе изгнание из журнала он не пережил. Он умер в декабре 1971 года, не застав даже и зари свободы.

Десять лет назад к его девяностолетию выпустили анкету: что такое Твардовский в нынешнем понимании? Отвечали: классик отечественной литературы, единственный из русских стихотворцев ХХ столетия, к кому применимы слова «народный поэт», нравственный авторитет, следующий за Сахаровым и Солженицыным. Любопытно бы знать, выйди подобная анкета нынче, нашлись ли бы люди, которые написали бы о нем хоть что-нибудь?..

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.