Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Клоны, которые играют в игры

Развлечения
Клоны, которые играют в игры

[b]Психоанализ телевидения, которым приходится заниматься не только из праздного интереса, но еще и профессионально в качестве телекритика, невозможен без рассмотрения такого явления, как телевизионные игры. По поводу игр изощренные западные интеллектуалы, специализирующиеся в анатомировании душ, кучу умных книг написали. Про то, что в игре человек становится самим собой, отбрасывая маски, навязанные социальными и прочими условиями. И про то, что эти самые социальные условия – тоже суть игры, и вообще, что человек всю жизнь играет (то по своей воле, то по воле обстоятельств).[/b]Короче говоря, игра – вещь серьезная. И раз телевидение наше уделяет играм столько внимания, значит, пора присмотреться… и поставить диагноз.Впрочем, тут даже диплом не нужен. Западные душеведы были чертовски правы, говоря про отброшенные маски. Телевидение, то самое, которое сокрыто от глаз непосвященных кордонами охраны, неприступными стенами пресс-служб, бесконечными расписками о неразглашении всего и вся, начиная от зарплат сотрудников и заканчивая именами тех, кто делает ту или иную программу, начав играть, это телевидение выдало себя с потрохами.Бабки, деньжищи и еще раз деньжищи высыпались на экран, который так нравоучительно внушал нам про ценности демократии, про свободу слова, про права человека и т. д. Вот они истинные ценности, понял внимательный и умный зритель, видя, как горят мониторы, крутятся барабаны и отражаются купюры в сияющих глазах знатоков. Какое-то время бешеные деньги только подразумевались под сладким словом «эфир», потом их стало видно. Апогеем этого процесса можно считать появление в эфире игры «Алчность». Более лаконичного и емкого определения для того, что управляет нашим ТВ, вряд ли нашел бы даже дипломированный мозговед.Впрочем, все сказанное выше – риторика, эмоции и сплошной субъективизм. Психоанализ психоанализом, но нужно опираться на факты.Факт первый: у нас в совокупности на телевизионную неделю приходится примерно 25 игр. (Можете для интереса посчитать по программе.) Факт второй: на отечественном ТВ есть только две игры, придуманные и сделанные у нас. Это «Что? Где? Когда?» и «Антимония» на ТВЦ. Все остальное – лицензионный продукт, купленный за границей, либо сделанный по западным образцам.И еще один факт, который, впрочем, телевидение тщательно скрывает от зрителей, – большинство телевизионных игр не являются честными, хотя бы уже потому, что сознательно вводят в заблуждение и зрителей, и игроков, выдавая за прямой эфир то, что идет в записи. Думаю, никому не нужно объяснять, чем отличается прямой эфир от монтажа. Монтаж дает возможность сделать победителем игры того, кто по тем или иным причинам интересен и удобен ее создателям.Кстати, о выигрышах. Давайте-ка напряжем память, кто стал миллионером за время существования самых раскрученных игр компании «Ways Media» «О счастливчик!» и «Кто хочет стать миллионером?» Вспоминается только один человек. Многодетный отец, который выиграл полмиллиона, после чего создатели игры показали его во всех возможных эфирах как самого счастливого и самого богатого человека в стране. Ну то что мужику повезло, сомневаться не приходится. Даже лохотрон на Ярославском вокзале дает больше шансов на выигрыш, чем любая раскрученная игра. Сомневаться приходится в телевидении. В его честности, в его профессионализме, в его творческом либидо, да простят меня западные мозговеды и психопаты, если сказал что-то несуразное. Просто мне, как и многим зрителям, иногда кажется, что телевидение имеет нас с особым цинизмом и при этом говорит о любви голосом Максима Галкина и смотрит на нас «наивными» глазами Маши Киселевой.Кстати говоря, чем дальше, тем сложнее отличить, какая игра на каком канале. Игр все больше. Разнообразия все меньше. Ведущие все мельче. Все игры ведут одинаково рафинированные люди с повадками шулеров, одетые в одинаковые серые костюмы с «искрой», говорящие одни и те же слова в студии, которая, как кажется, одна на всех…Страшный сон телевизионного психоаналитика: по всем каналам Максим Галкин, который говорит разными голосами, а в качестве игроков и зрителей сидят клоны, мечтающие как один стать миллионерами и свалить из этой сказочной страны, где из всех возможных дорог «умное» и демократичное телевидение предлагает идти дорогой алчности.Ну вот опять эмоции. Причем негативные. А ведь читателям, как и зрителям, нужен позитив. Свет в конце туннеля и хотя бы немножко денег на игровом столе.Недавно телевизионные круги удивленно и неодобрительно зашушукались: богатая западная компания (название не упоминаем) заинтересовалась «незаметной» игрой «Антимония» на канале ТВЦ.Слухи оказались достоверными. И случай этот, пожалуй, войдет в историю нового российского телевидения как уникальный. До сих пор никто и думать не смел о том, чтобы предлагать западным воротилам российский продукт. А здесь сами заинтересовались.А в общем, то, что произошло, закономерно. Программу делают Андрей Столяров – автор и ведущий — и Светлана Попова – продюсер, за плечами которых нелегкий, но радостный труд создания таких классных отечественных программ как «Взгляд», «Матадор», «Смак», «Обана», «Поле чудес». Столяров объективно самый плодовитый режиссер за историю перестроечного и постперестроечного телевидения. Для того чтобы считаться человеком, состоявшимся на ТВ, достаточно было сделать три программы: «Веселые ребята», «Независимое расследование», «Забытый полк». Столяров сделал в десять раз больше, причем все его программы – это золотой фонд отечественного ТВ.Чем же, собственно, отличается программа Андрея Столярова «Антимония» от западных копий, кроме своей доморощенности? Во-первых, это единственная игра, которая делается в прямом эфире, что исключает возможность любых подтасовок.Все, что происходит в студии (кстати, в студии виртуальной, что тоже уникально), зритель видит без купюр. И сам может в момент игры стать ее участником, дозвонившись и ответив на вопрос.Невозможно представить, чтобы на игру к Максиму Галкину пришли ведущие с других телеканалов. В «Антимонии» это в порядке вещей. Шендерович, Ханга, Пельш, Кара-Мурза, Любимцев… За год существования «Антимонии» в ее студии побывало такое количество телевизионных и нетелевизионных звезд, что поневоле напрашивается аналогия с кабинетом психоаналитика, куда идут те, кто устал от алчного блеска в глазах всех и всюду. Честно говоря, вообще трудно представить телепрограмму, которая собирала бы в одной студии людей с разных конкурирующих каналов. Для этого, наверное, должны ликвидировать лицензии на вещание у всех.Так что же происходит в «Антимонии»? А именно то, о чем и шла речь в начале, – игра. Самая настоящая, когда в эфир идут все реплики и «ляпы» участников, когда зрители и участники могут подсказывать друг другу, когда ведущий острит, шутит, подначивает игроков, а не унижает их.Когда в эфир вышла реальная игра «За стеклом», хорошим тоном считалось «фукать» и возмущаться: это нас оскорбляет, голая задница на экране унижает, и вообще весь этот натурализм развращает нацию. Господа, а неприличные бабки на экране не развращают нацию? А принцип «толкни ближнего, положи на нижнего», который декларируется вполне открыто и в «Алчности», и в «Слабом звене» и даже в «Последнем герое», который, впрочем, не претендует на статус интеллектуальной игры, не развращает зрителей? Эти вопросы – без ответа, своеобразное «Доколе!» усталого телезрителя и по совместительству телекритика. В эфире телеигр эти вопросы не задают. Потому что за ответы на них придется платить очень и очень дорого. Так и разориться можно.Недавно, отсмотрев еще одну неделю бесконечного денежного марафона на ТВ, я позвонил [b]создателю «Антимонии» Столярову[/b]. Говорили мы про то, что нет ничего плохого в идее финансового благополучия, в том, чтобы выигрывать и богатеть, и в том, чтобы играть.— Нашему народу полезно играть. Игра учит людей выживанию, – говорил Столяров. – И во всем мире форма и структура игр учит людей тому, что выигрыш дается трудом, головой, знаниями. У нас же даже западные лицензионные игры учат только тому, что выиграть практически невозможно, и что все это профанация, большой красивый лохотрон.Такой вот неутешительный итог психоанализа телевидения. Впрочем, почему неутешительный? Зрительская аудитория состоит не из клонированных игроков.Рейтинги клонированных телеигр уже не те, что год назад. Умному зрителю надоело играть в чужие игры.

Подкасты