Первый день работы метрополитена им. Л. М. Кагановича
[b]Первые часы[/b]Сегодня ночью в последний раз перед пуском метро в нормальную эксплуатацию станции наводили туалет. Тщательно промывались асфальтовые платформы, до блеска натирался мрамор, делалось все для того, чтобы подземные дворцы встретили первых пассажиров во всем своем блеске и великолепии.Вчера поздно вечером вагоны вернулись с линии в депо. Здесь их, как всегда, тщательно обследовали ремонтные бригады: достаточно ли четко работают моторы, не повреждено ли пневматическое оборудование, хорошо ли работают стоп-краны.В 5 ч. 45 м. первый поезд №1001 под водительством одного из лучших машинистов метро тов. Ермишева, уже отмеченного благодарностью в приказе, выходит из Северного депо.Дежурный по центральному блок-посту станции «Комсомольская площадь» принимает поезда, выходящие из депо. При помощи специальных рычагов он ставит их на первый или второй путь – в зависимости от графика. Поезда идут каждые пять минут.…На рассвете группы москвичей начали собираться у вестибюлей станций. Наибольшее количество в Сокольниках, на Крымской, Комсомольской и Смоленской площадях.Рано утром каждая кассирша получила по 3000 билетов. Билеты двух окрасок. До Сокольников действителен желтый билет, до Смоленской и Крымской площадей – фиолетовый.Ровно в 7 часов утра гостеприимно открылись широкие двери вестибюлей. Первые пассажиры подходят к кассам. Хорошо выученные, ловкие кассирши быстро и четко обслуживают пассажиров.Куда едут первые пассажиры? Иван Федорович Козлов, пожарник, едет со своего поста на улице Горького домой, в Сокольники.Ответственный исполнитель по снабжению тов. Проценко едет на работу в Наркомлегпром.Студент рабфака МГУ имени Покровского тов. Назаров сел в поезд метро на станции «Сокольники». Он едет на занятия в рабфак.Врачу тов. Колесникову метро очень удобен. С Крымской площади, где он живет, до Сокольников. Здесь он делает пересадку и трамваем едет до Немецкой улицы в Лефортовскую больницу.…Нужно отметить, что подавляющее большинство пассажиров совершает сегодня [b]ДЕЛОВЫЕ ПОЕЗДКИ[/b]. На каждом месте в поезде, в то время как он проходит расстояние от Крымской площади и обратно, меняются в среднем 2 пассажира.…Наш сотрудник беседовал с находящимся на линии начальником службы движения московского метрополитена тов. Моисеевым.– Первые часы эксплуатации, – говорит т. Моисеев, – показали, что технический персонал станций справляется с обслуживанием пассажирских потоков.…– Хорошо ли мы обслужили пассажирские потоки, об этом судить не нам, – говорит начальник станции «Сокольники» тов. А. В. Альгаер.– А факты говорят, что на станции, несмотря на большой наплыв пассажиров, не было толчеи и сутолоки.…Сегодня с 7 часов утра до 12 часов кассы метрополитена продали 95 000 билетов. С 12 до 3 часов дня проданы 72 660 билетов. [b]Всего ЗА ПЕРВЫЕ ВОСЕМЬ ЧАСОВ нормальной эксплуатации кассы метрополитена продали 167 660 БИЛЕТОВ[/b].С двенадцати часов дня, как показывает сводка, количество москвичей, едущих в поездах метро, значительно увеличилось.Наряду с людьми, совершающими деловые поездки, много пассажиров, едущих для того, чтобы осмотреть метро.[b]Е. БернУтром 15 мая[/b]Историческое утро 15 мая… Вся столица ждала его с лихорадочным нетерпением. И когда молочный рассвет разлился над крышами и площадями гигантского города, – трудовая красная Москва отправилась в первый свой деловой и одновременно самый праздничный метро-рейс.Одним из первых подошел к вестибюлю Смоленской станции Алексей Петрович Китанин, старый московский маляр. Маршрутный свой расчет он сделал еще с вечера. Живет он по Извозной, 17. Ехать ему нужно до улицы Карла Маркса. Там он сейчас малярничает на восьмиэтажной стройке Бауманского стройтреста. На работе ему нужно быть в половине восьмого. Чтобы добраться туда трамваем, приходилось в шесть часов утра уже быть на ногах, принимая во внимание пересадки по дороге.Сегодня Алексей Петрович позволил себе в первый раз роскошь затянуть свое утреннее чаепитие дома, побыть лишнее время с семьей и выйти на улицу на час позже. Мы с ним встретились у Смоленской станции ровно в семь.До Красных ворот езды десять-двенадцать минут. Он будет на месте задолго до начала работы. Он сумеет не торопясь подготовить себе рабочее место, успеет поделиться со своими собригадниками первыми впечатлениями о поездке.Так с первой минуты своего пуска московский метрополитен входит в быт маляра Китанина прочно, домовито, хозяйски, как самое близкое, самое жизненно необходимое дело! И вот он входит в вагон и опускается в мягкую коричневую кожу дивана. И в момент, когда поезд бросает свой отрывистый отправной сигнал, кто-то на перроне неожиданно срывает с себя кепку, кидает ее кверху и радостно кричит: – Есть метро, товарищи! Великому Сталину, партии и правительству – ура! Аплодирует весь перрон за окнами вагона. Аплодирует и Петрович. Аплодисменты, какие никогда не срывала ни одна самая блистательная премьера! Алексей Петрович нетерпеливо вертится во все стороны. Он спешит с деловым хозяйским видом ощупать кожу сидений, сверкающий никель поручней и в то же время не может оторваться от окна, стараясь с какой-то стихийной жадностью запечатлеть этот свой первый деловой рейс. Хозяин метро, потомственный московский маляр Алексей Петрович Китанин едет на работу! Мчится первый поезд с деловыми пассажирами.На станциях, на перронах, в вестибюлях – всюду снуют эти десятки тысяч хозяев красной столицы. Нескрываемая, неудержимая радость ощутимо разлита, кажется, в самом воздухе. Само дыхание тысяч и тысяч людей наполнено радостью.Незабываемое первое утро социалистического метро! И великая красная четырехмиллионная Москва принимает его в свои могучие объятия как самый ценный, самый радостный, самый культурный подарок.У Красных ворот выходит Алексей Китанин. Он уносит с собой этот кусочек солнечной радости, уносит туда, на свою стройку, в этот растущий восьмиэтажный гигант на улице Карла Маркса. И там на лесах, работая кистью и краскопультом, строя и украшая Москву, он будет делиться с другими этой своей радостью и в сотый раз переживет первый исторический рейс, когда по всем станциям, по всем тоннелям могучим эхом прогремело ликующее:– Есть метро![b]Ю. ЗовМы из Сокольников…[/b]– Мы сегодня в первый раз ездили в метро. С нетерпением ждали этого момента. Мы ехали из Сокольников в центр. Пусть не обижаются работники трамвая, но какая огромная разница между самым старым и самым новым видами городского транспорта! Не торопясь, без толкотни и суеты, вошли пассажиры в вагоны метро и, отдыхая (мы это подчеркиваем), проехали в течение десяти-пятнадцати минут до Свердловской площади.Метро оказался не только прекрасным транспортом, но и своеобразным культурным воспитателем масс: в вагонах метро люди намного вежливее, предупредительнее, чем в трамвае или автобусе.[b]Лысянский и Геворкян,студенты 2-го курса физического факультета I МГУЭто только часть солнечного будущего[/b]Я живу в районе Смоленской площади, а работаю красильщиком на фабрике «Москоопмехпром» в Сокольниках. На трамвае приходится ехать больше часа, боишься опоздать на работу. Наконец-то дождался радостного дня, когда на фабрику еду в метро.Мы сами построили для своего пользования это прекрасное сооружение, доверили эту работу лучшим людям нашей страны. Шура Теплова, командированная на строительство метрополитена, работала мотористкой на 36, 37-й шахтах, а сейчас снова работает у нас и едет вместе со мной в поезде на фабрику.Метро – это только часть того солнечного будущего, которое повседневно строится под руководством нашей партии и нашего славного вождя тов. Сталина.[b]Г. М. ЕремеевНам на Смоленскую…[/b]За четверть часа до прихода поезда у касс станции «Комсомольская» собрались первые пассажиры. Несмотря на ранний час, их было не меньше пятидесяти человек, – пассажиров ранних пригородных поездов Октябрьской, Северной, Рязанской дорог. Выделялись двое: высокий статный старик в опрятном кафтане и старушка, повязанная ярким платком. Он протянул кассирше рубль и в ответ на вопрос «куда?» неуверенно ответил: «Нам на Смоленскую…»– Вы здесь впервые, товарищи?Старик обернулся.– Слышал много. Но самому не приходилось.И, отвечая на расспросы, он рассказал о себе. О том, что с тех пор, как колхозники-ударники, делегаты Всесоюзного съезда, возвратились из Москвы, мечтой каждого в Раменском районе было прокатиться в поезде подземной железной дороги. И когда ему, Григорию Коноплеву, вышло дело в Москве, он решил задержаться, поехать на два дня позже с тем, чтобы попасть на метрополитен, покатать свою жену.– Моя старуха все не верит, что поезда ходят под землей.Пусть посмотрит… Старушка же явно растерялась. Когда раздался характерный шум приближающегося поезда и Коноплев повел ее к вагону, она упиралась.– Иди, глупая! Чего боишься-то?! – ласково говорил старик, помогая ей войти в вагон и усаживая в мягкое кресло.Первый поезд тронулся. Старик-колхозник громко восхищался всем. Всем и каждому он указывал на ту или иную незаметную деталь вагона, тоннеля.Потом задумался и сказал:– А ведь прав был товарищ Сталин, когда говорил: ежели посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, посмотрим, кто – отсталые, а кто – передовые.Мелькали дощечки указателей на станциях: «Кировские ворота»… «Площадь Дзержинского»… «Охотный ряд»… «Смоленская площадь».– Ну, вылезай, старуха! Приехали.– Куда спешишь-то? Может, еще раз проедемся?Старик развел руками.[b]Мих. П.На илл.: [i]Многие годы московское метро носило имя наркома путей сообщения Л. Кагановича. С 1935 года станция «Кировская», в 1990-м – «Мясницкая», с 1990-го – «Чистые пруды»...[/b][/i]