Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Вурдалаков на хозрасчет!

Развлечения
Вурдалаков на хозрасчет!

[b]Получить бюджетную поддержку сегодня для кинохудожника равносильно выигрышу в лотерею. Однако правила этой игры скоро поменяются и количество осчастливленных государством кинематографистов резко уменьшится.[/b]На это прямо намекнул на встрече с журналистами заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) Александр Голутва. Он представил любопытную статистику по финансированию отечественного кино в минувшем году, и сделал далекоидущие выводы о том, все ли российские картины нуждаются в государственной помощи.Итак, фильмов в стране стали снимать больше (в 2005 году их будет около 100, к 2010 году – 180–190), и доходы они стали приносить все больше и больше.А художественного удовлетворения, забегая вперед, скажем – все меньше. Поэтому в ФАККе решили серьезно пересмотреть политику господдержки кинопроизводства и обратить внимание на «другое кино» – авторское и дебютное. «Мы должны увеличить финансирование на производство, чтобы поддержать некоммерческий сектор кино»,– сказал Голутва.Тем более что прокатчикам теперь есть где разгуляться – скоро откроется трехтысячный кинозал. Растет средняя стоимость фильма – сегодня это 17 миллионов 540 тыс. рублей. Впервые более половины стоимости производства картин составили внебюджетные средства. А каждый четвертый фильм минувшего года – дебют. Количество блокбастеров (кассовые сборы от двух миллионов долларов и больше) уже перевалило за десятку.Кстати, Голутва считает, что мы должны быть благодарны Константину Эрнсту и за «Турецкий гамбит», и за то, что Первый канал наконец обратил внимание на кино и сделал его конкурентоспособным.– Все бросились зарабатывать деньги, – сказал Голутва. – Это неплохо. И мы считаем, что производство и господдержка должны увеличиваться. Но адресно.На производство игровых фильмов ФАКК выделил в этом году почти столько же, сколько и в прошлом, – 1 млрд. 468 млн. 500 тыс. рублей. А значит, количество поддержанных кинопроектов не изменится – их около 80. В среднем сумма поддержки государством редко превышает полмиллиона долларов. И на большее пока рассчитывать не приходится. С каждым годом осуществлять замысел художнику будет все сложнее, отметил Голутва. И деликатно посоветовал сравнивать наше кино не с американским мейнстримом, а с российским ручейком: «Состязаться надо не с Америкой, а с Россией». И при этом посетовал на еще одну неприятную тенденцию. Невнимание художников к реальной, а не выдуманной жизни. Очень мало заявок на проблемные фильмы. Ясно, что на них не заработаешь. Но и арт-хаус не торопится брать такое кино под свое крыло. Наши посконные проблемы инвалидов-пенсионеров-алкоголиков-наркоманов не очень-то волнуют гламурных отборщиков фестивалей. Им трудновато в них вникнуть. Да и не очень-то интересно. Даже минимально затрагивающие серьезные проблемы фильмы (вроде «Итальянца» – о сиротстве) не покупают ТВ-каналы. Ярлык ЧЕРНУХА априори вешается на любое проблемное кино и соответственно включается красный свет для прокатчиков.Для отбора перспективных проектов в ФАККе разработан специальный механизм. Члены экспертного совета читают анонимные проекты (без первых страниц). Таких в минувшем году было более 400. Затем они одобряются или отметаются большинством. В особо спорных случаях эксперты еще раз возвращаются к сценарию – как правило, по требованию автора, который тем самым себя уже, ясное дело, расшифровывает. Как ни странно, имя в кинематографе здесь ничего не решает.Так, в минувшем году было отказано в господдержке проектам Киры Муратовой и Отара Иоселиани. Зато большой успех имела кинодраматургия уже ушедших из жизни двух знаменитых соавторов Луцика и Саморядова и новые сценарии Валерия Тодоровского, Марины Мареевой, Дмитрия Месхиева, Геннадия Сидорова.Что ждать художнику от государства в будущем? Снижения государственной доли в бюджете фильма. К 2010 году она составит 10–15 процентов от общей суммы (сегодня уже менее 40 процентов). Зато, возможно, будут выделяться деньги для поддержки фильмов в прокате (в среднем требуется миллион на один фильм). В этом назрела настоятельная необходимость – не зря же в самых раскрученных западных проектах рекламный бюджет зачастую перекрывает бюджет производства.Больше внимания должно уделяться и прокату наших фильмов за рубежом. Только «Сибирский цирюльник» собрал там 7 миллионов долларов – но это скорее исключение. Как и «Русский ковчег». В течение последних лет за границей не было некоммерческого показа российских фильмов. За рубежом вообще считают, что российского кино после Тарковского просто нет. Так, в Китае тридцать лет не видели российских фильмов.Поэтому в нынешнем году запланировано 57 недель и фестивалей нашего кино в 38 странах мира. Что, кстати, очень непросто – хотя деньги на проталкивание фильмов в масштабе страны – копеечные, но и тех не дают. А ведь речь идет о представительстве страны на мировом культурной арене… Вопрос о квотировании нашего кино, а значит, и о цензуре, который так любят муссировать депутаты и чиновники, Голутва считает преждевременным: «Вокруг квотирования постоянно идут какие-то игры. Не могу понять, по чьей инициативе. Предлагаются 40, 50 процентов. Но система еще не встала на ноги – хотя уже в новых залах около 20 процентов – наши фильмы. А по прогнозам, в ближайшем 2006 году отечественные картины будут собирать до 30 процентов всех денег в прокате. Надо довести этот первый этап до конца».Итак, в ближайшее время дождя «дозоров» и «гамбитов» не ожидается – один-два в год. В числе фильмов, задержавшихся с выходом в минувшем году, – «Греческие каникулы» Веры Сторожевой и «Норма» Бориса Айрапетяна, «Дуэль и смерть Пушкина» Натальи Бондарчук.Скоро увидим «Родственников» Павла Лунгина, «Волкодава» Николая Лебедева, «Какими мы не будем» Александра Велединского, «Красную воду» Дмитрия Черкасова с Николаем Фоменко, «Перегон» Александра Рогожкина. Еще в работе «В круге первом» Глеба Панфилова, «Далеко от Сансет-бульвара» Игоря Минаева, «Девятая рота» Федора Бондарчука, «Русская» Виктора Мережко, «Бегущая по волнам» Валерия Пендраковского, «Андерсен. Фантазии на тему» Эльдара Рязанова, «Парк советского периода» Юлия Гусмана, «Солдатский декамерон» Александра Прошкина, «Привидение средних широт» Николая Досталя и др. Во все эти проекты вложены бюджетные инвестиции.Может, что-то из перечисленного сумеют по достоинству оценить и за рубежом. Однако не стоит забывать, что нашумевшее «Возвращение» Андрея Звягинцева было снято исключительно на деньги частного телеканала. Так что в любом случае государственным мужам самое время задуматься над тем, чтобы сделать политику поддержки кинопроизводства более продуманной и внятной.

Подкасты