Борис Силаев: Не стоит считать наш город бездонной бочкой
[b]О «цветных» революциях– Москва имеет обширные связи со своими партнерами в странах СНГ и Балтии. Однако последний год был интересен тем, что часть этих стран вступила в полосу нестабильности. Как это отразилось на международных связях Москвы в ближнем зарубежье?[/b]– У правительства Москвы действительно установились достаточно хорошие партнерские связи практически со всеми странами СНГ и Балтии. У нас подписаны договоры и соглашения с правительством Армении и с мэрией Еревана, с правительством Азербайджана и с городом Баку, с правительством Грузии и городом Тбилиси, а также Южной Осетией и Аджарией, с правительством Молдовы и городом Кишиневом, а также с исполкомом Гагаузии, с Рижской думой, с городом Вильнюсом, с правительством Казахстана и городами Астаной и Алма-Атой, а также с рядом областей и городов северного Казахстана, с правительством Киргизии и городом Бишкек, с правительством Таджикистана и городом Душанбе, с Киевом и многими городами и областями Украины, с мэрией Таллина.Кроме этого, в нашу практику вошла система заключения собственных договоров управами и префектурами нашего города с городами и районами городов ближнего зарубежья.Теперь к вопросу о том, как влияет на нас происходящее в некоторых из этих стран. Заключая с кем-то договор, Москва старается четко его выполнять, и если в регионе, перед которым у нас есть определенные обязательства, возникает нестабильность, мы обычно пытаемся добавить к ним еще помощь, которую мы можем оказать этому региону. Например, еще свежи события в Киргизии. У нас всегда были очень хорошие связи с Киргизской Республикой и городом Бишкек, и по планам на этот год в сентябре наши партнеры должны были проводить Дни Киргизии в Москве. Совместная рабочая группа уже наметила планы проведения этих дней, приема делегаций и культурных мероприятий.Совместно с Киргизией мы осуществляли несколько проектов, в частности создания Дома Москвы в Бишкеке. Совместно с Киргизией мы должны были провести акции в честь шестидесятилетия Победы, поощрить ветеранов, особенно тех, которые защищали Москву, восстановить памятник генералу Панфилову.После того как произошла так называемая революция, в Киргизию сразу же выехала делегация правительства Москвы – мы на месте выяснили ситуацию, встретились со всеми нынешними руководителями республики и выяснили для себя главное: нынешнее руководство республики не намерено сворачивать сотрудничество с Москвой, а собирается расширять его. Вернувшись и доложив руководству города о ситуации в республике, мы сразу же приступили к конкретным мерам. Уже после возвращения этой делегации была активизирована работа по созданию Дома Москвы в Бишкеке. Мы достойно отпраздновали шестидесятилетие Победы – работы по восстановлению памятника Панфилову практически завершены. Двести ветеранов войны получили подарки. Те представители Москвы, которые были в Киргизии, активно общались с прессой и успокаивали русскоязычное население, которое занервничало и снова начало пытаться выехать из республики (количество желающих возросло сразу в четыре раза). От правительства Киргизии мы получили письменные заверения в том, что Дни Киргизии в Москве, Дни Москвы в Киргизии и другие совместные мероприятия будут продолжаться.[b]– В Департаменте международных связей курируете связи со странами СНГ и Балтии, то есть с постсоветским пространством. Последние недавно стали полноправными членами ЕС и теперь формально могут считаться «дальним зарубежьем»...[/b]– Мы не делим страны на постсоветские и другие – так сложилось, что есть традиционное дальнее и новое, ближнее зарубежье. Да, у стран Балтии есть теперь определенные особенности в связи с тем, что они вступили в ЕС, но они не столько минусы дают, сколько плюсы, в особенности для бизнеса, в том числе для московского. Это надо просто учитывать, и мы это учитываем.[b]Об экономике и торговле– Взаимоотношения между Москвой и ее партнерами за рубежом обычно делятся на экономическую и гуманитарную части. В случае со странами СНГ насколько соизмеримы эти части?[/b]– Действительно, в наших отношениях на пространстве СНГ есть некоторый перекос. Если гуманитарная часть выполняется достаточно четко, особенно со стороны правительства Москвы, то в экономическом блоке развитие не так активно, как нам бы хотелось. Это наша беда, проблема, над которой мы работаем.Взять ту же Киргизию: мы предлагали нашим партнерам там несколько экономических проектов, которые по вине киргизской стороны практически не продвинулись. Мы надеемся, что с приходом нового сопредседателя московско-киргизской комиссии с киргизской стороны эти проекты будут рассмотрены заново. Единственное, что движется – это программа строительства жилья, реализуемая в Бишкеке московскими фирмами. С предложением об этом к нам обратилось еще предыдущее руководство республики, новое руководство придерживается той же линии, и, наверное, уже в этом году начнется строительство нескольких жилых домов. Но это – инвестиционный проект правительства Москвы, его нельзя назвать совместным.[b]– Строительный бизнес Москвы весьма активен в странах СНГ, не так ли?[/b]– Да, Москва ведет строительство в Таджикистане, Армении, Азербайджане, на Украине, в частности в Крыму, в Латвии. Это серьезная основа для развития экономических отношений с этими странами.Уже начинает работать на экономику открытый около года назад Дом Москвы в Риге. Принято решение о создании Дома Москвы в Вильнюсе – у него тоже будет экономическая составляющая. Идет работа с Крымом – мы проводили в прошлом году там экономический форум, и сейчас руководство этой республики в составе Украины выходит на нас с предложением провести его еще раз.Наши партнеры начинают вести свою деятельность в Москве – создают здесь свои торговые дома. В этом особенно активны Армения, Азербайджан, Литва, Казахстан и Эстония. Литовской республике мы выделяем площадь не только под строительство Дома Вильнюса в Москве, но и под оптовые склады для их продукции.Все это есть, но в большинстве своем все это – первые шаги, и мы далеки от удовлетворения уровнем наших экономических связей.[b]– Насколько я слышал, на страны СНГ приходится менее десяти процентов товарооборота Москвы с зарубежьем. Что является главным препятствием для торговли?[/b]– Если быть точным, то в прошлом году он составил 6,5%. Да, это небольшой процент, но он и не может быть, к примеру, равным пятидесяти процентам. Конечно, этот показатель надо увеличивать, и возможности для этого есть. Но препятствий много. Есть объективные проблемы, такие, как нестыковка законодательных актов.Но главная причина в том, что наши партнеры по привычке рассматривают Москву как бездонную бочку, которая все проглотит, все съест. Они очень слабо работают здесь, плохо изучают рынок, мало участвуют в тех выставках и ярмарках, которые организуются в Москве и ее префектурах – а они сами по себе миллионники, это весьма солидные рынки. Не разобравшись в ситуации, они предлагают москвичам товары, не подходящие по качеству или не соответствующие местному уровню цен, и в результате несут убытки. Если бы таких ошибок и недоработок со стороны наших партнеров было меньше, дела бы пошли лучше. Пока же у многих из них присутствует потребительское отношение к Москве как к партнеру, и оно мешает им же самим.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[i]Борис Иванович Силаев – заместитель руководителя Департамента международных связей города Москвы по связям со странами СНГ и Балтии.[/i][/b]